Среда, 20 ноября, 18:44
Публикации / Аудитория №1
Немного солнца для детей дождя
05.02.14 12:05 / Аудитория №1   Просмотров: 8749   Автор: Оксана Сабардина
рейтинг: 4.13   версия для печати послать другу

Самый яркий и правильный с точки зрения медицины образ аутиста создан Дастином Хоффманом в фильме «Человек дождя», который вышел на экраны почти 20 лет назад. В фильме очень точно показаны основные симптомы расстройства: уход больного в себя, скрупулезное следование ритуалам - в распорядке дня, еде, развлечениях; боязнь любых перемен и неадекватная на них реакция; практически полное отсутствие коммуникации с окружающими, отрешенный взгляд и вместе с тем необычайные способности аутиста. Но герой Хоффмана уже взрослый, то, как осваивал он элементарные социально необходимые привычки, учился, адаптировался к окружающему миру, осталось за кадром. Зато подобные кадры есть в Перевальской школе-интернате, здесь ведут видеолетопись первых шагов своих воспитанников в обычную жизнь.

На уроке Шанс для шестерых

Маленький класс залит солнцем. Несмотря на 20-градусный мороз за окнами, здесь тепло. Шесть одноместных парт. На каждой - желтый пластиковый стаканчик. В нём - карандаш. Четверо мальчишек-первоклашек. Трое сразу же замирают за партами, прилежно сложив руки и глядя то на нас, то на учителя. Ещё один интереса к окружающему миру не проявляет - что-то ищет под партой.
Тем не менее, всё, что мы сейчас видим, - это гигантский прорыв, результат поистине титанических усилий педагогов и дефектологов. Шестеро учеников первого класса Перевальской специальной школы-интерната (двоих мы не застали, они на больничном) - аутисты, причем болезнь у них в наиболее тяжелых формах.
Пять месяцев назад эти дети вообще не разговаривали, абсолютно не взаимодействовали с окружающими, не понимали обращенной к ним речи и вообще никак не выходили за пределы своего, неведомого нам мира, который выстраивает для себя каждый аутист.
мальчик А сейчас Лёша, старательно артикулируя, рассказывает стишок. Его пропись - самая аккуратная, многие ученики общеобразовательных школ могли бы позавидовать его каллиграфии. Да он и сам мог бы учиться в общеобразовательной школе... Если бы диагноз ему поставили не в шестилетнем, а в двухлетнем возрасте, как это делают практически во все мире.
Впрочем, если бы не перевальская школа и начатый в ней в нынешнем учебном году эксперимент по работе с детьми-аутистами, шансов на то, чтобы в будущем стать полноценными членами общества (получить профессию, трудоустроиться, создать семью) у Лёши и его одноклассников могло и вовсе не быть.

Аутизм - к умным или неумным

Примерно у половины людей, страдающих расстройствами аутического спектра (с 2010 года термина «ранний детский аутизм» в международной классификации нет), сохраняется нормальный интеллект. У нескольких процентов он, вообще, выше среднего, эти люди могут обладать уникальными способностями, например, математическими, как герой фильма «Человек дождя». Ученик седьмого класса перевальской школы Костя с любопытством спрашивает: сколько вам лет и через пару секунд выдает год вашего рождения. При этом из-за своих особенностей, вызванных болезнью, в первую очередь неумения взаимодействовать в социуме: общаться, подражать, сопереживать, - дети-аутисты чрезвычайно трудно обучаемы. Поэтому со временем их интеллектуальное развитие нивелируется. Таких детей неохотно берут в обычную школу, не зная как их учить, не спешат направлять их и в специальные школы для умственно отсталых детей, потому что, во-первых, на момент приёма в школу у них может и не быть этого отставания, во-вторых, методики, которые в таких школах используют, аутистам не подходят.
семенова В Перевальской специальной школе-интернате, которая почти четыре десятилетия, помогает получать знания детям с особенностями умственного и физического развития, работе с детьми-аутистами учились методом проб и ошибок, поскольку других методов на вооружении просто не было, поясняет заместитель директора школы, учитель высшей категории Татьяна Семенова.
По образованию Татьяна Викторовна логопед-дефектолог. Уже десять лет она занимается коррекцией речи детей с различными отклонениями в развитии. Ей принадлежит разработка специальной методики развития речи аутичных детей в условиях школы-интерната, она же автор букваря, по которому занимаются шестилетки с аутическими расстройствами в перевальской спецшколе; недавно закончила подготовку ещё одного учебника для них - математики.
- Примерно десять лет назад к нам в школу стали приходить дети, диагноза которых мы не знали. У них не было алалии (отсутствия или недоразвития речи у детей при нормальном слухе - ред.), при этом они не говорили - в 6-7 лет. Я, естественно, обращала внимание на другие особенности. Это были дети, которые не смотрят в глаза, не копируют твои действия, когда ты с ними работаешь. ? я стала создавать свои методики для них - рассказывает Татьяна Семенова.
Методы логопеда-дефектолога дали результаты. Сегодня первые дети, с которыми она занималась, учатся уже в 7 и 8 классах этой же школы. Они не только начали говорить, они научились самому сложному для аутистов - взаимодействию с окружающим миром, многие обнаружили таланты - музыкальные, драматические. Заниматься с ними приходилось индивидуально, поскольку отдельного класса для таких детей не было.

мурка Много терпения и кошка Мурка

Результаты работы с аутичными детьми перевальские педагоги презентовали в прошлом году на одном из областных семинаров и получили предложение создать экспериментальный класс для таких школьников.
? вот пять месяцев назад, первого сентября шесть первоклашек, которым в разное время (увы, во всех случаях довольно поздно) поставили диагноз аутизм, сели за парты.
Впрочем «сели за парты», в данном случае, не более чем расхожий штамп. На то, чтобы научить их сидеть на уроке, обращаться к учителю и обращать на него внимание, ушли месяцы кропотливого труда. Да что там сидеть за партой - даже желтый пластиковый стаканчик с карандашом, стоящий рядом с каждым, - это уже огромное достижение: ведь детям, у которых отсутствует один из самых важных социальных инстинктов - подражание, нельзя сказать: «делай вот так».
- Таких детей нельзя заставить что-то сделать, уговорить; их бесполезно ругать, повышать голос - они этого не понимают, - поясняет классный руководитель, учитель высшей категории Светлана Постолова. ? признается, что каждый день необходимы поистине неистощимые запасы терпения, чтобы сделать ещё один шаг из замкнутого аутичного мира в наш.
Леша, старательно прочитавший стих, подходит к картинкам, висящим на стене. На них нарисованы конфеты и печенье. Он, тщательно подбирая слова, произносит: «Светлана Николаевна, дайте, пожалуйста, печенье и конфету». Учительница протягивает ребенку лакомство, он говорит: «Спасибо». Картинки на стене тоже методика работы с аутичными детьми, так называемая коммуникативная наглядность. Ребенок не просто говорит, он вступает в коммуникацию, то есть делает то, что вызывает у аутистов наибольшие трудности, причем делает так, как это принято в обычном мире, а не в его - замкнутом.
Подготовит класс На партах у первоклашек буквари - особенные. ?х издали специально для них, здесь воплотились наработки Татьяны Семеновой. Около каждой буквы азбуки - картинка с артикуляцией: аутистам нередко проще понять картинку, чем живого человека. Вообще, все картинки подобраны так, чтобы дети обратили на них внимание. Есть специальные таблицы, объясняющие, какое действие может совершать то или иное животное, тот или иной предмет: аутистам особенно тяжело дается понимание смысла глаголов, на вопрос, кто умеет летать, они могут назвать и корову, и стул. Почетное место в букваре занимают... коты, особые первоклашки куда охотнее ткнут, где у котика ушки, где глазки, чем покажут это на себе, как обычные дети. На тот случай, если картинки не помогают, в школе есть особая учительница - кошка Мурка. На пушистую серую красавицу в белых носочках в бюджете школы определено отдельное содержание. Мурка - специалист по фелинотерапии (лечении кошками), она любимица всех школьников, а малышам даже разрешает на себе показывать глазки, ушки, хвостик.
Но преодоление трудностей в обучении - это лишь часть проблем, которые решают педагоги перевальской школы, занимающиеся аутичными детьми. Эти дети избирательны в еде, они не перебирают - просто едят какой-то один продукт, или два, может три. Если этих продуктов нет, они могут не есть целыми днями, никак не выказывая чувство голода. Учитывая, что школа интернатного типа, то решение этой проблемы - целиком и полностью лежит на плечах педколлектива. Методик по преодолению избирательности в еде - одного из распространенных симптомов аутизма - на вооружении перевальских педагогов нет, они разрабатывают их сами. Возникают трудности и с родителями школьников. Они либо чрезмерно опекают своих особых детей: потакают в еде, не учат элементарным правилам гигиены, до 6-7-8 лет не приучили пользоваться туалетом, а не памперсом, либо, напротив, полностью игнорируют болезнь, не оказывая должной помощи, например, отказываясь от медицинских препаратов, которые могут снять сопутствующие аутизму нарушения. Само заболевание не лечится, помощь детям заключается в эффективных методах коррекции.

?м нет числа

DSC01713 Но все-таки самой большой проблемой, мешающей аутичным детям стать полноценными членами общества, остается поздняя диагностика заболевания.

- Если аутичного ребенка с двух лет взять и с ним заниматься, то 90% детей будут учиться в нормальных классах, будет сохранен интеллект, но если они в 6-7-8 лет попадают к нам, то, конечно, значительно отстают, - говорит Татьяна Семенова. ? со своей стороны готова оказывать всяческую помощь для раннего выявления расстройств аутического спектра.
По словам Татьяны Викторовны, в последнее время в области стали уделять проблеме диагностики аутизма более пристальное внимание. В частности педиатров и семейных врачей ориентируют на распознавание первых симптомов болезни, учат не отмахиваться от родителей, обеспокоенных тем, что ребенок не говорит в 3-4 года, - «ещё заговорит». Когда появятся результаты новых подходов? ? сколько детей перешагнет за это время возрастную границу, за которой им будет сложно помочь? В Перевальской школе ответов на эти вопросы не знают.

Причины возникновения аутизма до сих пор до конца не выяснены. Между тем в мире в последние годы говорят об эпидемии заболевания. Это, конечно, не означает, что оно передается воздушно-капельным путём, но подчеркивает масштабы проблемы. Согласно данным английских исследователей, за последние десять лет количество больных аутизмом выросло в 300 (!) раз. По оценкам украинских ученых на 10 000 детей диагностируется от 4 до 26 аутистов, то есть на Луганщине таких детей может быть от 100 до 800 человек (исходя из количества детей, проживающих на территории области). Может быть - потому что ни в области, ни вообще в Украине никто такой статистики не ведет. Но страшно даже не это, а то, что, по сути, кроме родителей, не обладающих никаким инструментарием для коррекции поведения и обучения своих детей, никто ими заниматься больше не хочет. В Украине не только нет своевременной диагностики заболевания - практически нет методик, почти нет государственных школ, нет достаточного количества специалистов.
На этом печальном фоне деятельность Перевальской специальной школы представляется подвижнической - лучиком надежды для детей дождя.

Фото: Артем Дубовой; архив Перевальской школы-интерната

 

Читайте также:



Комментарии:
Уважаемые посетители сайта! На протяжении длительного времени форум «Недели» был самой демократичной и открытой для дискуссий площадкой в нашем регионе. Но сегодня, когда социальное и политическое напряжение в обществе растет, а слово перестало быть просто словом, и становится пусковым механизмом для эскалации напряженности, мы вынуждены временно закрыть возможность комментирования.

Редакция «Недели» несет ответственность за весь контент сайта, и мы не хотим, чтобы неосторожные слова, сказанные на нём, стали причиной реальных конфликтов.

При этом сегодня нам как никогда важно ваше мнение обо всем происходящем. Мы предлагаем перенести споры, дискуссии, мнения в социальные сети - в наши группы ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, где также доступны все наши новости.

Верим в скорое разрешение конфликта и желаем вам мира.
Cветлана   не зарегистрирован, IP: 77.120._._.
06.02.2014 19:01     0
толик   не зарегистрирован, IP: 70.39._._.
07.02.2014 01:22     0
Хорошо что есть такой специальный интернат,но он один,а в облости должно быть хотябы не меньше пяти. Но в этом интернате есть воспитатели не хотят присматревать за детьми,все дети разные одни чуть буйные другие тише. Паперсы варуют,детей буйных бьют,что при виде воспитателя ребенок плачет. Так же если ребенок чуть буйный они родителям говорят что будут отчислять. Там твориться бардак.



Видео
Украинский Щедрик идет по миру
     Новости









     Блоги
25 сентября 2014 года алчевский троллейбус встретил своё 60-летие. Официальных торжеств по этому по...
Патриотическое искуcство требует внимания. ...
Бойцы с полосатыми ленточками сделали то, что никогда бы не смогли даже самые лютые бандеровцы – фак...
О том , откуда берутся коллективных мифы и как работает считаное сознание ...
Немного пятничных котиков...
Удержаться не могу. Просто достали. Я ни на что не претендую. Выводы думаю, каждый сделает сам. ...
     Последние объявления
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Курсы валют
Loading...