Воскресенье, 17 ноября, 11:25
Публикации / Коммуналка
Дан приказ ему – оплатит?
16.10.13 14:08 / Коммуналка   Просмотров: 7214   Автор: Юрий Калюжный
рейтинг: 2.93   версия для печати послать другу

Судебный приказ - постановление, вынесенное судьёй по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или истребовании движимого имущества от должника. Уже третий год судебные приказы активно применяются в жилищно-коммунальной сфере Украины для борьбы с неплательщиками. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев вынесение таких приказов не только не корректно, но и незаконно.

Юрий Калюжный В середине 2010 года в Гражданский процессуальный кодекс Украины были внесены дополнения и изменения, касающиеся порядка вынесения судебного приказа по задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Но уже в декабре 2011-го после резкой критики со стороны правозащитников Высший специализированный суд Украины (ВССУ) по рассмотрению гражданских и криминальных дел вынес Постановление №14, в котором дает разъяснения о практике рассмотрения судами заявлений в порядке приказного производства.
В принципе само понятие судебного приказа существовало задолго до применения приказного производства в жилищно-коммунальной сфере. Но в судебной практике активно не применялось. Правозащитники указывали на несоответствие нормативно-правовых норм с фактическим состоянием жилищно-коммунальной отрасли в Украине. Техническое оснащение коммунальных предприятий не позволяет им предоставлять качественные услуги, значит, и ответственности за оказание некачественных услуг они не несут. В результате все беды разваливающейся отрасли переложены на потребителя: ему приходится довольствоваться некачественными услугами и отвечать перед законом в случае их неполной и несвоевременной оплаты.

Законодательная база определяет права и обязанности исполнителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг, а на практике эти права и обязанности широко не используется. Права потребителей систематически нарушаются по причине неактивности граждан и незнания своих прав и обязанностей. ?сполнители же коммунальных услуг выполнением обязательств перед потребителями себя особо не утруждают. Благо, что потребители молчат и не ропщут. Такая почва оказалась весьма благодатной для широкого применения судебных приказов, весьма сомнительных с точки зрения соблюдения наших прав.

Правонарушение прежде всего заключается в том, что по заявлению исполнителя коммунальных услуг к ответственности привлекались лица, которые имели задолженность по коммунальным платежам, но не имели договорных отношений с коммунальными предприятиями. Еще в 2005 году законом и постановлениями Кабмина было четко определено, что договорные отношения возникают исключительно на условиях договора. Договор на оказание коммунальных услуг заключается по инициативе исполнителя. Потребитель обязан подписать предложенный договор только в том случае, если проект договора соответствует Типовому договору и содержит условия, предусмотренные Законом. Однако потребителям предлагаются договоры, которые не соответствуют Типовому договору и нормам действующего законодательства. Не используя своих прав, потребитель подписывает их. В результате проигрывает, оплачивая услуги, которые ему вообще не предоставлялись.

В других случаях исполнитель, не предлагая потребителю заключить с ним договор в соответствии с Типовым, привлекает потребителей к ответственности, а суд в свою очередь не придерживается разъяснений Постановления №14 и норм действующего законодательства.

Между тем в разъяснениях Высшего специализированного суда, а именно в первой части п.13 упомянутого постановления четко говорится: «Якщо заявлено вимогу про стягнення заборгованості за надані житлово-комунальні, телекомунікаційні послуги, послуги телебачення та радіомовлення (пункт 3 частини першої статті 96 ЦПК (1618-15) ), судовий наказ може бути видано за наявності відповідних договорів про надання таких послуг, інших письмових доказів, що підтверджують фактичне надання та отримання таких послуг. Крім того, заявник має обґрунтувати свої вимоги та додати документи, що вказують на правильність і безспірність розрахунків, а також застосування тарифів на відповідні послуги».
Если вы внимательно прочли изложенное, то должны понимать, что претензии работников коммунальных предприятий по отношению к вам могут быть только в том случае, если у них с вами заключен договор и вы не выполнили свои обязательства. Но при этом обратите внимание, что от коммунальных предприятий требуется доказательство того, что они передали вам, а вы приняли их услугу.

Поясню на примере. Предприятие теплокоммунэнерго должно зафиксировать передачу тепловой энергии от предприятия потребителю. Подтверждением факта передачи тепловой энергии является наличие в вашей квартире температуры не ниже +18°- 20°C. Данный факт должен быть зафиксирован документально. ?нициатива составления такого документа принадлежит опять-таки исполнителю. Стоимость фактически предоставляемой услуги рассчитывает исполнитель, а потребитель обязан платить за фактическую услугу в сроки, установленные условиями договора. А если договора нет, то почему предприятие привлекает потребителей к ответственности?

Нужно всегда помнить, что температура в вашей квартире должна быть не ниже +18°C, а в угловых комнатах температура должна быть не ниже +20°C. ?менно температура определяет не только фактическую передачу, но и фактическое получение тепловой энергии. Даже если в доме установлен счетчик тепловой энергии, а в вашей квартире ниже +12°C, в угловой комнате ниже +14°C, то и в этом случае стоимость услуги за тепловую энергию не должна начисляться, а значит и взыскиваться.

Это небольшой, но близкий каждому пример того, что такое фактические показатели. Как правило, теплокоммунэнерго не прилагает к своим заявлениям на вынесение судебных приказов документов, подтверждающих фактическую передачу потребителю тепловой энергии, и не доказывает суду, что потребитель принял его услугу. Городской суд в свою очередь не соблюдает в полной мере рекомендаций Постановления №14 ВССУ и выносит судебный приказ в пользу заявителя, несмотря на отсутствие договора и письменных доказательств фактического предоставления потребителю услуги.

Помните, только правильно составленный договор на получение коммунальных услуг может гарантировать вам, что вы будете платить за коммунальные услуги их фактическую стоимость. Договор поможет вам защитить свои права потребителя от неправомерных действий должностных лиц. Не допускайте, чтобы бездействие коммунальщиков и органов местного самоуправления превращало судебный приказ в инструмент нарушения наших прав и свобод.

Юрий Калюжный, председатель ОО «Социально экологический центр»


Несколько рекомендаций относительно судебных приказов и выстраивания взаимоотношений с предприятиями, предоставляющими услуги в сфере ЖКХ

?так, что делать, если вы получили судебный приказ о взыскании задолженности за коммунальные услуги?

1. Вы должны в течение десяти дней его обжаловать, то есть написать заявление о его отмене. Любая юридическая контора окажет вам эту услугу.

2. ?мейте в виду, что отмена судебного приказа не означает, что сумму задолженности вам списали. ? ожидайте теперь искового заявления в ваш адрес, его, как правило, сложнее признать безосновательным. Но тоже возможно.

3. Подготовьтесь к защите. Для этого найдите и внимательно прочитайте условия договора о получении коммунальных услуг с тем предприятием, которое пытается взыскать с вас задолженность.

4. Потребуйте в суде, чтобы предприятие с документами на руках доказало, что услуга, за которую требуется оплата, вами действительно была получена.

5. Для защиты своих прав и интересов используйте договор, который вы обязаны подписать с коммунальным предприятием. Внесите в текст договора существенные условия согласно закону, которые определяют порядок получения и оплаты за фактические услуги. Обяжите, к примеру, в условиях договора теплокоммунэнерго приходить к вам хотя бы два раза в месяц и измерять температуру в вашей квартире, если даже у вас эта температура нормативная. В тех случаях, когда температура в вашей квартире не нормативная, то вызывайте представителей теплокоммунэнерго каждую неделю.

6. Составленные вами акты-претензии всегда встанут на защиту ваших интересов и не позволят теплокоммунэнерго привлечь вас к ответственности, даже если по расчетам коммунальщиков у вас имеется задолженность.

7. Теплокоммунэнерго не только обязано производить своевременный перерасчет за некачественную услугу, но и выплачивать нам, потребителям, ежемесячно неустойку. Размер неустойки определен нормативными актами, это 3,3% от суммы месячных платежей за каждые сутки отсутствия нормативной температуры. Выплата неустойки распространяется и на тех потребителей, которые пользуются домовым счетчиком учета тепла или воды. Если сложить суммы всех определенных нормативными актами перерасчетов и неустойки, то каждая семья может значительно уменьшить размер ежемесячных выплат за неоказанные или некачественные услуги.

8. Нужно также помнить, что исковая давность определена тремя годами. В судебном приказе и в исковых заявлениях потребителям предъявляют претензии свыше этого срока. На эти обстоятельства нужно всегда указывать.

9. Незаконно также предъявление к взысканию сумм, рассчитанных с учетом индекса инфляции и 3% годовых, насчитанных на сумму задолженности, поскольку это не предусмотрено Типовым договором. Стоит также помнить о том, что размер пени законом не установлен.

10. Выстраивайте нормальные договорные отношения с горводоканалом, предприятиями, занимающимися обслуживанием домов и придомовых территорий. Нужно уметь реализовывать права и обязанности, предоставленные нам законом, и требовать от органов местной власти и прокуратуры исполнения их же полномочий.

 

Читайте также:



Комментарии:
Уважаемые посетители сайта! На протяжении длительного времени форум «Недели» был самой демократичной и открытой для дискуссий площадкой в нашем регионе. Но сегодня, когда социальное и политическое напряжение в обществе растет, а слово перестало быть просто словом, и становится пусковым механизмом для эскалации напряженности, мы вынуждены временно закрыть возможность комментирования.

Редакция «Недели» несет ответственность за весь контент сайта, и мы не хотим, чтобы неосторожные слова, сказанные на нём, стали причиной реальных конфликтов.

При этом сегодня нам как никогда важно ваше мнение обо всем происходящем. Мы предлагаем перенести споры, дискуссии, мнения в социальные сети - в наши группы ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, где также доступны все наши новости.

Верим в скорое разрешение конфликта и желаем вам мира.
Ю. Калюжному   не зарегистрирован, IP: 213.111._._.
16.10.2013 14:49     +1
А если такая ситуевина: аткэ поставило теплоноситель к жилому дому нормативной температуры, а стояки и радиаторы в силу "забитости-старческой" непропускной способности не в состоянии подать нужную температуру в помещения - кому надо бить морду - Грицаю или Козлову?
   не зарегистрирован, IP: 77.120._._.
16.10.2013 21:00     0
к одному с битой а ко второму с паяльником ))))))))))))))))))))))). Шутка ;)
Елена Р.    не зарегистрирован, IP: 94.124._._.
16.10.2013 21:06     0
Я пятый год сужусь с Алчевским теплокоммунэнерго при отсутствии договора. Они сознательно затягивают сроки.



Видео
Украинский Щедрик идет по миру
     Новости









     Блоги
25 сентября 2014 года алчевский троллейбус встретил своё 60-летие. Официальных торжеств по этому по...
Патриотическое искуcство требует внимания. ...
Бойцы с полосатыми ленточками сделали то, что никогда бы не смогли даже самые лютые бандеровцы – фак...
О том , откуда берутся коллективных мифы и как работает считаное сознание ...
Немного пятничных котиков...
Удержаться не могу. Просто достали. Я ни на что не претендую. Выводы думаю, каждый сделает сам. ...
     Последние объявления
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Курсы валют
Loading...