Вторник, 21 ноября, 02:49
Публикации / Психология
Не предавай себя, или Путь к внутренней свободе
04.10.13 13:50 / Психология   Просмотров: 11216   Автор: Анастасия Дмитракова
рейтинг: 2.79   версия для печати послать другу

Свобода - категория, изучение которой ведется с древнейших времен, продолжаются исследования и в наши дни. В числе прочих понятие свободы исследуют ученые Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. Вера Чернобровкина, доктор психологических наук, исполняющий обязанности профессора кафедры психологии университета, свою докторскую диссертацию «Психология личностной свободы во взрослом возрасте» посвятила изучению одного из самых сложных переживаний человека - внутренней свободе.

Вера Чернобровкина Что такое внутренняя свобода, как ее обрести и впоследствии не потерять, связана ли эта свобода с социальным статусом, выбранной профессией, материальным положением и о многом другом «Неделя плюс» беседует с Верой Чернобровкиной.
«Счастья как завершенного состояния нет»
Корреспондент: - Вера Андреевна, что же такое внутренняя свобода? Это свобода от чего? ?ли вопреки чему?
Вера Чернобровкина: - Есть свобода внутренняя и внешняя. Внешняя свобода - это свобода ОТ чего-то. Обычный человек сейчас в целом обладает достаточно высокой внешней свободой - у нас есть возможность перемещаться внутри страны, по планете, у нас есть возможность выбирать себе род занятий, никто не заставляет нас делать что-то не по нашему выбору в глобальном масштабе.
Более важен вопрос внутренней свободы. Внутренняя свобода - это свобода ДЛЯ чего-то: когда я выбираю что-то по своему осознанному решению, в соответствии со своими желаниями, со своей внутренней природой, которую ощущаю и к которой отношусь как к ценности.
Если говорить об отношениях или поведении, вообще о жизни, то задача в том, чтобы разобраться, какие обстоятельства, внешние влияния или наша внешняя несвобода препятствуют обретению внутренней свободы. Если есть какие-то вещи, от которых я не могу быть свободным, то как мне принять решение, чтобы с ними согласиться, пустить их в свою жизнь по своему решению, а не жить так, как будто это от меня требуют.
Корр.: - Вера Андреевна, правильно ли я понимаю, что обретение некоего равновесия между внутренней и внешней свободой - это есть путь к счастью?
В.Ч.: - Это, скорее, путь к себе, путь к согласию с самим собой, со своей жизнью. Я думаю, счастья как завершенного состояния как такового нет. Вообще, человек - существо принципиально незавершенное. Даже когда жизнь заканчивается, человек незавершен как личность. ? эта постоянная открытость и возможность тоже делают его свободным.
Корр.: - Что же мешает обрести внутреннюю свободу, а что, наоборот, помогает?
В.Ч.: - Само переживание внутренней свободы состоит из четырех моментов, которые составляют четыре уровня, четыре структуры нашего внутреннего опыта, эти уровни осваиваются человеком постепенно в ходе развития.
Первая составляющая внутренней свободы - это принятие себя и принятие внешнего мира. Это позиция «я в порядке, я ценю себя, позитивно отношусь к себе - и позитивно отношусь к внешнему миру», то есть позиция «я плюс, мир плюс». Это очень раннее приобретение, оно формируется у маленьких детей, то есть либо формируется, либо нет. Есть варианты, когда позиции нарушены: «я минус», а «мир плюс», или «я плюс», а «мир минус», или «я минус» и «мир минус».
Путь к обретению свободы на этом уровне - это нахождение внутренних препятствий к тому, чтобы принять себя таким, какой я есть, принять окружающих такими, каковы они есть, и мир, таким, какой он есть. Это не значит, что нужно смириться со всем, но понять природу вещей, природу людей, принять некоторые данности, которые изменить невозможно, и при этом сохранить какой-то оптимизм и позитивное отношение к окружающему и самому себе. На самом деле взрослому человеку это сделать очень сложно - это базис, фундамент его личности, это уходит корнями в его собственную очень давнюю историю отношений с родителями, с семьей.
Второй уровень связан с психологической границей между человеком и миром, другими людьми. У каждого из нас есть психологическая граница, если у нас граница нарушена, то мы, как это ни странно, смешиваем, путаем себя с другим человеком.
Например: другой человек что-то хочет, чтобы я сделал. Если я нечувствителен к своей границе и очень хочу понравиться этому человеку, то я не различаю, это его желание или мое. Таким образом, я начинаю делать что-то, что от меня хочет другой. В этот момент я предаю себя. Я даже не чувствую, чего я сам в этот момент хочу. При нарушенной границе между людьми возникают такие отношения, которые называются зависимостью. А если мы зависимы, мы несвободны. Путь к свободе - это обретение собственных границ.
«Высокие отношения»
Корр.: - А как быть с любовью, ведь это тоже в какой-то мере зависимость? Что, любовь - препятствие для обретения внутренней свободы?
В.Ч.: - Один из видов зависимости - межличностная и даже любовная. Это довольно распространенный тип отношений. Есть здоровые отношения, любовь здоровая, которая основана на автономности каждого из партнеров, и тогда они различают границу, они живут как два, в общем-то, самодостаточных человека, у которых внутренний мир наполнен настолько, чтобы не использовать другого в качестве ресурса, восполняющего недостаток. Границы каждого целостные. ? это очень высокий уровень отношений, редко кто так живет.
«?ногда человек делает вид, что у него нет свободы»
Корр.: - Что же еще после принятия себя и обретения собственных границ нужно, чтобы почувствовать внутреннюю свободу?
В.Ч.: - Третья составляющая называется «самодетерминация и жизнестойкость». Самодетерминация - это позиция «я владею своей жизнью», то есть я понимаю, что жизнь эта моя, и я ее проживаю, а раз это моя жизнь, то я как минимум имею право на нее влиять. А как максимум - она вообще в моих руках: я ее хозяин, я ее автор. У людей очень распространено представление, что они не выбирали такую жизнь. Если бы выбирали, то она была бы другая. ? тут парадокс: по факту это же все равно твоя жизнь, ты ее живешь, как она может быть не твоя? Очень сложный момент - понять, как человек этот выбор делает.
В философии экзистенциализма считается, что нет человека без свободы, у человека свобода есть всегда. Он, правда, часто делает вид, что у него нет свободы, и этот момент называется добровольным отречением от свободы, или несвободой, которая сама себя выбрала. Человек выбирает эту несвободу, но он не понимает, как он это делает. Практически за каждой проблемой, с которой взрослые люди обращаются к психологу, стоит проблема свободы-несвободы.
У внутренне свободных людей есть такое качество, которое называется жизнестойкость. Такие люди, как правило, к трудностям относятся не как стрессам, а как к задачам, которые надо решать. Они не то, чтобы железные и сильные, нет. Свободный человек свободен настолько, чтобы иногда позволять себе ощущать и свою слабость, и свое бессилие, он открыт самому себе. При этом в сложной ситуации он может позволить себе переживать, но он может и собраться, понять, в чем задача, какой смысл в этой ситуации, что можно сделать, как ее изменить.
Четвертый уровень - это философское отношение к жизни, которое предполагает принятие каких-то непреодолимых данностей жизни, принять свою жизнь как что-то целое. Если предыдущая структура связана с тем, чтобы понять, за что я могу в этой жизни бороться, то эта - с чем я не могу бороться, но что я могу принять. Например, утрату. Ее можно только пережить, с ней нельзя бороться, ее нельзя поправить. ? когда человек обладает этим моментом свободы, он дает себе время на то, чтобы пережить утрату, но потом он «вписывает» ее в свою жизнь, принимает ее. Проживая ее, он становится другим, и этот опыт тоже для него ценен.
Корр.: - Вера Андреевна, можно ли свободного человека определить по каким-то внешним признакам?
В.Ч.: - Свободного человека можно определить в контакте, в живом общении. Такой человек производит впечатление открытого, живого, в его контакте с другим человеком всегда есть энергия, энергия жизни. Он интересный собеседник, хорошо держит линию разговора, не отклоняется, не меняет тему. В деятельности такой человек неформален, не терпит «ненастоящих» вещей, он вкладывает жизнь в то, что делает. Он открыто признает свои ошибки, не впадает в вину, не впадает в панику, способен совладать с какими-то ситуациями, сохраняет самообладание.
«Очень низкие показатели внутренней свободы у представителей рабочих профессий и учителей школ»
Корр.: - В релизе, посвященном вашим исследованиям, сказано, что наиболее ярко внутреннюю свободу ощущают люди от 30 до 40. Почему эта категория людей наиболее свободна? ? почему потом ощущение внутренней свободы слабеет?
В.Ч.: - Сравнивались люди четырех десятилетий взрослости, от 20 до 60 лет, и оказалось, что самые высокие показатели переживания «я плюс, мир плюс», осознания своих границ, понимания своей жизни как своей и способность философски воспринимать происходящее у людей от 30 до 40.
К этому периоду жизнь в общих чертах определилась, если сравнивать с людьми предыдущего десятилетия. До 30 лет молодые люди ищут себя, у них есть тревога, что они не найдут себя, не найдут работу, будет недостаточный заработок, не смогут содержать семью, а к периоду от 30 до 40 эти проблемы уже в основном решены. Если брать жизненный контекст этой возрастной группы, то он и правда более благоприятный по сравнению с остальными: при том, что обязательств много, люди этого возраста еще достаточно молоды, энергичны, у многих из них есть ощущение, что они владеют своей жизнью. Это, конечно, не означает, что у какого-то человека из этой возрастной группы не может быть чувства несвободы.
После 40 лет начинается некоторый спад - появляются проблемы со здоровьем, проблемы в отношениях, брак входит в фазу кризиса (в период после 17 лет совместной жизни), это все влияет на переживание свободы.
Ну а у тех, кому за 50, кто вырос в советский период, показатели тех четырех компонентов, о которых мы говорим, значительно ниже, чем у других возрастных групп.
Корр.: - Влияют ли на внутреннюю свободу должность, зарплата, социальное положение?
В.Ч.: - Конечно! Внутренняя свобода имеет такое свойство как контекстуальность. Мы в каких-то ситуациях ощущение себя свободным можем терять, а в каких-то наоборот обретаем. Я сравнила ощущение внутренней свободы у представителей разных профессий (но это в работу не вошло), а также заключенных. У заключенных все четыре показателя крайне низкие. Очень низкие показатели внутренней свободы у представителей простых рабочих профессий, шахтеров, дальше идут, как это ни странно (правда, я не все профессии исследовала) учителя школ. Можете себе представить? Потом инженеры, потом госслужащие и руководители среднего звена. Самое интересное, что у работников милиции не низкие показатели. Я, правда, работала с небольшой группой, хотелось бы расширить выборку.
«Сказать: делайте какие-то упражнения - и будете свободны, - это слишком просто»
Корр.: - Вера Андреевна, как же все-таки обрести внутреннюю свободу?
В.Ч.: - Наверное, в первую очередь надо быть чувствительным к себе. Свобода возвращается через восстановление чувствительности к себе. Менять себя и не менять других. Учиться понимать, чего я хочу по-настоящему (то есть что является моим истинным желанием), где мои желания, а где желания других. Говорят, что «надо» - это чужое «хочу». Как это «надо» сделать своим «хочу», если я это каким-то образом все же выбираю? Многие вещи, которые мы делаем, мы же на самом деле их выбираем, но почему-то нам выгоднее считать, что это «надо», чем просто признать, что мы это выбрали и, следовательно, хотим.
Еще один шаг к свободе - это сохранение оптимизма. Кроме того, очень важны внимание и неподдельный интерес к людям, которые окружают. Свободный человек живет в заинтересованном контакте с другими.
Также важно быть ответственным. Если я что-то выбираю в своей жизни, я автоматически признаю, что я ответственен за это.
Вообще же, сказать «делайте какие-то упражнения - и будете свободны» - это слишком просто. Свобода всегда переживается в отношениях - с миром, с другими людьми... Воссоздать ее и двигаться к ней можно только в контакте, во встрече с чем-то в реальности, в столкновении.
Часто нам легче оправдываться, что мы по каким-то причинам чего-то не делаем, чем делать это; легче уходить и избегать, чем встречаться с тем, что на самом деле существует. ? все-таки - каждый человек свободен, я верю в это, я знаю это.

Читайте также:



Комментарии:
Уважаемые посетители сайта! На протяжении длительного времени форум «Недели» был самой демократичной и открытой для дискуссий площадкой в нашем регионе. Но сегодня, когда социальное и политическое напряжение в обществе растет, а слово перестало быть просто словом, и становится пусковым механизмом для эскалации напряженности, мы вынуждены временно закрыть возможность комментирования.

Редакция «Недели» несет ответственность за весь контент сайта, и мы не хотим, чтобы неосторожные слова, сказанные на нём, стали причиной реальных конфликтов.

При этом сегодня нам как никогда важно ваше мнение обо всем происходящем. Мы предлагаем перенести споры, дискуссии, мнения в социальные сети - в наши группы ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, где также доступны все наши новости.

Верим в скорое разрешение конфликта и желаем вам мира.



Видео
Украинский Щедрик идет по миру
     Новости









     Блоги
25 сентября 2014 года алчевский троллейбус встретил своё 60-летие. Официальных торжеств по этому по...
Патриотическое искуcство требует внимания. ...
Бойцы с полосатыми ленточками сделали то, что никогда бы не смогли даже самые лютые бандеровцы – фак...
О том , откуда берутся коллективных мифы и как работает считаное сознание ...
Немного пятничных котиков...
Удержаться не могу. Просто достали. Я ни на что не претендую. Выводы думаю, каждый сделает сам. ...
     Последние объявления
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Курсы валют
Loading...