Публикации / Судьба человека
Луганские святые

Двух святых дала христианству Луганская земля. Православного священномученика ?осифа Сченсновича. ? католического блаженного Потапия Емельянова. Оба были священниками, оба некоторое время служили в приходах Луганской области и оба погибли во время репрессий 30-х годов.

«...О том, что нас гонят и мучают, не беспокойтесь:

мы твердо стоим на скале Петровой...»

о. Потапий Емельянов

 

Диакон ?осиф Сченснович. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год Православный священник

?осиф Сченснович родился в 1886 году в местечке Жировицы Гродненской губернии в семье белорусского крестьянина. Его семья была глубоко верующей, и ?осиф с юности посвятил свою жизнь служению Церкви. Он окончил Жировицкое Духовное училище, курсы псаломщиков в Гродно и получил место псаломщика в храме села Великий Лес Брестского уезда, где прослужил до 1915 года. Когда сражения Первой мировой докатились до Гродно, ?осифу пришлось эвакуироваться. В начале 1916 года он приехал в Москву и поступил псаломщиком в храм преподобного Сергия. А по совместительству работал в товарной конторе Северной железной дороги.

После октябрьского переворота в 1918 году выехал из Москвы в Воронежскую губернию, а немного позже переехал в слободу Лашиновка Старобельского уезда. В 1921 году ?осиф Сченснович окончил пастырские курсы в Старобельске и стал служить псаломщиком в храме села Счастье. В 1924 году ?осифа рукоположили в сан диакона храма в поселке Высокое Харьковской области. Через пять лет ?осиф Сченснович вернулся в Москву, где служил диаконом в храме Петра и Павла у Яузских ворот, а затем в Троицком храме поселка Купавна Ногинского района.

Братья дьякона ?осифа, жившие в Польше, в 1933 году пригласили его со всей  семьей - женой и тремя детьми к себе. ?осиф отнес документы в Польское посольство, но советская сторона выехать ему не разрешила. Дьякона взял на заметку НКВД. В ноябре 1937 года ?осифа Сченсновича арестовали. В справке НКВД на арест дьякона было написано: «В поселке Купавна Ногинского района Московской области группа церковников ведет среди населения контрреволюционную агитацию, внедряя в сознание масс веру в сверхъестественные силы. ?осиф Антонович Сченснович с контрреволюционной целью посещает квартиры отдельных работниц, распропагандируя их в контрреволюционно-церковном духе, оказывая некоторым материальную помощь. В результате его посещений гражданка Митина, ранее не посещавшая церковь, стала активной церковницей». Одна из свидетельниц показала, что «диакон Сченснович своих детей принуждает посещать церковь. Семья под влиянием главы настроена крайне религиозно».

На допросе ?осиф Сченснович виновным себя не признал. Тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за «контрреволюционную деятельность». Приговор привели в исполнение 21 ноября 1937 года, дьякона ?осифа похоронили в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В декабре 2001 года его постановлением Священного синода причислили к лику российских святых новомучеников и исповедников для общецерковного почитания.

Петр Емельянов, единственнная сохранившаяся фотография Католический священник

Петр Емельянов родился в 1884 году в деревне Пригородня Уфимской губернии в старообрядческой крестьянской семье. Был послушником Почаевской лавры, затем  пострижен в монашество с именем Потапий, учился на пастырских курсах в Житомире. В 1911 года стал иеромонахом, жил в Свято-Покровском монастыре. В марте 1917 года отец Потапий стал временным священником, а затем настоятелем единоверческого (находившегося в юрисдикции православной церкви и практиковавшего старые обряды) прихода в селе Богдановка нынешней Луганской области.

Еще во время обучения на православных пастырских курсах отец Потапий стал проявлять интерес к католичеству. Став приходским священником, начал католическую проповедь среди крестьян. В 1918 году вместе со своим приходом присоединился к католической церкви - был официально принят в общение с ней в Петрограде экзархом русских католиков Леонидом Федоровым. После этого приход в Богдановке пережил немало трудностей, на настоятеля неоднократно писали доносы различным властям, сменявшим друг друга в Украине во время гражданской войны. По подозрению в большевизме его избили солдаты немецких оккупационных войск. Белые дважды сажали священника в тюрьму, откуда его оба раза освобождали красные.

Несмотря на преследования со стороны властей, а также давление со стороны православного епископа, прихожане не отказались от католической веры. Первоначально службы проходили в сельском храме, однако после конфликта с местной православной общиной католики (несмотря на выигранный ими суд) оставили его и стали собираться на богослужения в частном доме.

В январе 1927 года на основании доноса отца Потапия арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы. Его отправили в Соловецкий лагерь особого назначения, где он находился вместе с другими католическими священниками. Живя вместе, священники организовали своеобразную католическую коммуну, уникальную в истории Католической Церкви. Там были и латинские священники, и священники восточных обрядов армянского, грузинского.

?х и отца Потапия в 1929 году перевели в штрафную командировку на остров Анзер. Несмотря на неоднократные обыски, члены «коммуны» имели необходимое для службы облачение, иконы, утварь, богослужебные книги. Вино и хлеб для богослужения получали в посылках с воли. Диакон Василий пишет: «Молиться они решили в лесу, в густых березовых зарослях, которые начинались у самой постройки. На Анзере довольно много камней. После долгих поисков они нашли наконец для себя подходящий. Чтобы приспособить его для совершения литургии, нужно было приподнять один бок, но этому мешал другой камень, лежавший перед большим. Обсудив положение, решили приподнять бок большого, перетащив меньший влево, чтобы пользоваться им как жертвенником при восточном богослужении. Все принялись усердно за работу, но не будь тут отца Потапия, отличавшегося большой физической силой и сноровкой в работе, им вряд ли удалось бы справиться с меньшим камнем, прочно засевшим в своем углублении». Служили литургию на этом камне, а иногда на чердаке помещения, в котором жили.

соловки монастырь Члены «коммуны» по воскресеньям и праздничным дням не работали, ставя об этом в известность лагерную администрацию - положенное приходилось отрабатывать в другое время. Важные вопросы решались сообща - так, священники отказались подписаться на государствынный заем - ведь собранные деньги могли быть использованы на антирелигиозные нужды. Вели общее хозяйство, готовили на всех, вместе молились.

Так продолжалось три года. В 1932 году началось внутрилагерное следствие по делу о «коммуне ксендзов». Предметы религиозного культа изъяли, а самих священников разослали по разным тюрьмам и лагерям с разными приговорами. Относительно отца Потапия постановили: «Содержать на островах отдельно от прочих ксендзов до конца срока изоляции». Это значит, что следствие сочло его упорным, решив, что он может оказывать «негативное» влияние на других, укрепляя их веру.

В ноябре 1933 отца Потапия перевели в Белбалтлаг на станцию Надвоицы, а затем на станцию Медвежья Гора Кировской железной дороги. Освободили Потапия Емельянова из лагеря в августе 1936 из-за тяжёлой болезни и отправили в ссылку. На свободе он провёл всего десять дней и умер на станции Подвойцы в Карелии.

В 2003 году начался официальный процесс беатификации - причисления к лику блаженных католической церкви священника Потапия Емельянова. Беатификация предшествует канонизации, причислению к лику католических святых.

Подготовил Валерий Снегирев