Среда, 18 сентября, 23:26
Публикации / Традиции
31.03.10 08:30 / Традиции   Просмотров: 4533   Автор:
рейтинг: 4.58   версия для печати послать другу
Тишайший летний день. Тишайшее сельцо – оно так и называется: Тихое. Тишина и в доме священника, нарушаемая только размеренным ворчанием хозяина: он миролюбиво отчитывает назойливую муху. А руки тем временем вырезают из бумаги образ святого Зосимы Финикийского, известного тем, что умел властвовать над зверями. Однажды дикий лев сожрал осла Зосимы, и святой заставил зверя отнести ослиную поклажу. День памяти Зосимы Финикийского отмечается 21 июня…

Ждешь и какой-то русской-русской музыки, сопровождающей эту картину – но нет. За кадром звучит хор пленников из оперы Верди «Набукко», а слова в нем – из 136-го псалма «На реках Вавилонских», плача изгнанных и плененных: «Если я забуду тебя, ?ерусалим, – забудь меня десница моя, прилипни язык мой к гортани, если не поставлю ?ерусалима во главе веселия моего…»

Так начинается фильм Владимира Хотиненко «Поп». Кажется, тихо звенят минуты  покоя лета 1941 года. Через два часа священник Александр ?онин завершит вечернюю службу. Через два дня в село войдут немцы. Через два месяца сельский батюшка начнет такую службу, какая не являлась ему и в самых тревожных снах: он станет одним из первых миссионеров Псковской Православной миссии.


Кто и что знал до романа Александра Сегеня об этих страницах Великой Отечественной войны, об истории великого самопожертвования, следования долгу до конца, тихого, невидимого миру подвига, за который никто и спасибо не сказал? Напротив – многие миссионеры, приняв муку во время оккупации, сгинули потом в сталинских лагерях… Не было бы и романа, если бы несколько лет назад Патриарх Московский и всея Руси Алексий II не обратился к автору исторических романов с просьбой написать о событиях, знакомых ему не понаслышке: он сам, будучи подростком, помогал отцу-священнику, окормлявшему советских военнопленных в концлагерях. «Псковская Православная миссия пришла в Северо-Западный край России, превращенный большевиками за 20 с лишним лет владычества в духовную пустыню, летом 1941 года и продолжала свое служение до зимы 1944 года, – писал Патриарх. – ?нициатором создания миссии был деятельный архипастырь – митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский).

Любимый ученик митрополита Сергия (Страгородского), он сохранял верность Церкви и Родине, несмотря на ярлык предателя, приклеенный ему по настоянию Сталина. Он был убит в конце войны, причем немцы утверждали, что агентами НКВД, а советские власти – что агентами гестапо. Первую группу священников, прибывших в Псков, составляли 15 священников, в основном из Латвии, одним из них был отец Алексий ?онов». Он-то и стал прообразом отца Александра ?онина.

Как же трудна задача сыграть такую судьбу! Трудна даже для такого великолепного актера, как Сергей Маковецкий: в многочисленных интервью он и не скрывает этого. Каждый миссионер оказывался между молотом и наковальней, каждый должен был решить для себя: грешны ли те, кто убивает за Родину, праведники ли те, кто строит храмы на захваченной земле, – ведь именно при немцах во многих городах и селах вновь открылись храмы, превращенные Советской властью в клубы, склады, овощехранилища… Зачем им это понадобилось? Чтобы русские попы молились за немецкую победу? Алексий II считает, что у них были свои вполне понятные резоны: «Религиозная политика немцев на оккупированных территориях определялась несколькими соображениями: во-первых, дарованием религиозной свободы (в контрасте со сталинским террором) достигалась пропагандистская цель; во-вторых, ставилась цель умиротворения и получения симпатий местного населения; в-третьих, у Германии имелись православные союзники; в-четвертых, в Германии существовало так называемое «православное лобби» как из числа русских и остзейских немцев, так и в самой немецкой среде». Что же делать – и дикий лев порой несет поклажу им же сожранного осла…

Как же раздиралось сердце простодушного отца Александра, когда на его глазах люди, любимые им, как дети, так относятся друг к другу! Как терзала его, честного, мудро-наивного, ситуация, в которой нельзя быть нейтральным – и невозможно, никак невозможно быть «за кого-то»! Ведь все – люди, все одинаково ходят под Богом, каждого на свет мать родила, каждый был ребенком, и не принимает душа того, на что они оказались способны… Чтобы показать весь трагизм, всю катастрофу этого «на что», Владимир Хотиненко отправляет за борт все стереотипы, все шаблоны «военного кино», когда наши – только замечательно хорошие, немцы – только редкостные выродки… Режиссер бесстрашно связывает в один узел и философию православия, и мягкий юмор, и жестокую реальность, и тупую враждебность, и вечную святую любовь, и можно не сомневаться, что этот узел будет долго болеть в сердце каждого. Болеть, заставляя спрашивать себя: да что же это за страна? А еще – есть ли теперь такие подвижники, или всех эта самая страна убила? Таких, как этот, в глазах которого – мука, страдание, бесконечное терпение и бесконечная же готовность всех понять. Но не всех простить. Да и не Бог он, чтобы всех прощать, а просто человек, слабый и сильный, великий и маленький… Как его простить – видного парня, бывшего сельского милиционера, потом советского воина, потом – пленного, который стал предателем и убийцей в обмен на жизнь, полицаем в родном селе. Он пришел к священнику – не то кается, не то юродствует, на столе бутылка самогона, а на патефоне вращается та самая пластинка – «На реках Вавилонских»… Актер Степан Морозов тоже не пощадил своего героя. Понял, но не пощадил. Как отпеть тех же полицаев, убитых партизанами? Как простить человека с русским именем ?ван Федорович и немецкой фамилией Фрайгаузен? Он – остзейский немец, родившийся в России и даже воевавший против немцев в первую мировую, а теперь вот… Солдат непобедимой армии фюрера. Будто две души у человека: с одной стороны – покровительствует отцу Александру, помогает, с другой стороны… В селе – первая казнь. Рывком уводят автоплатформу из-под ног у двух парней и девушки с петлями на шеях, но колеса буксуют в грязи, и пальцы босых ног девушки судорожно ловят эту последнюю ускользающую опору, цепляясь за последние секунды жизни, и именно он, Фрайгаузен, платформу подталкивает! Терзаются и зрители: как к нему относиться, если всего в нем намешано – и человечности, и зверства? Да еще – талант и неотразимое обаяние Анатолия Лобоцкого, красивого человека, тонкого и умного актера, сделавшего образ глубоким, странно-привлекательным и предельно парадоксальным.

Один из незабываемых моментов фильма – Пасхальное богослужение под конвоем немцев, торжественное «Христос воскресе!» под свирепый лай, скалящихся, рвущихся с поводков овчарок, светлый праздник в аду вопреки всему. Потому что «если я забуду тебя, ?ерусалим…» Только один из добровольных подвигов скромного сельского священника. Одна из попыток осушить бездонную реку людского горя, встать против ее течения, – а сколько их было!

Очередная из них сделала батюшку главой большого, а по тяжелым временам – просто огромного семейства. Они с матушкой Алевтиной вырастили четверых сыновей. Первая дочь пришла в их семью в первый день войны: еврейская девочка Хава жаждала, горела мечтой принять православие. Похоже, крещение ее и спасло: семья погибла, уцелела она одна. Юная актриса Лиза Арзамасова совершила непосильное для 14-летнего ребенка: так чисто, точно и правдиво играет она Хаву-Еву. Не религиозную фанатичку, не шустрого выкреста, а светлого человечка, сердцем принявшего православие. Отец Александр окрестил ее в тот самый день, когда в село вошли немцы. А недолгое время спустя в семью отца Александра пришли еще восемь детей – маленьких узников концлагеря Саласпилс. Митрополит Сергий (Воскресенский) уговорил немцев отдать их. С огромным сожалением приходится признать: игра детей – единственная неудача фильма. Владимир Хотиненко признавался в интервью, что не умеет работать с детьми. Увы, это правда. Они до боли ненатуральны, говорят фальшивыми «утренничными» голосами, таращат глазки – все вопреки расхожему мнению, что дети всегда невероятно органичны и переиграть их невозможно. Значит, не всегда.

О чем еще этот фильм? О любви. Не только потому, что Бог есть любовь. Еще и потому, что жизнь – это любовь. Любовь Лешки (Кирилл Плетнев – действительно одаренный актер) и Маши, убитой в первые же дни оккупации: ее застрелили за то, что отвесила пионерскую пощечину немцу, задравшему на ней платье. Нарождающаяся любовь перемучившегося, много понявшего Лешки и Евы – и снова браво Лизе Арзамасовой, мягко и незаметно превращающей свою героиню из тощего гадкого утенка в прелестную, влюбленную (и оттого еще более прелестную) девушку. ? великая, святая, вечная любовь отца Александра и матушки Алевтины (неподражаемая Нина Усатова). Таких фильмов о любви еще не было.

Вообще, Владимир Хотиненко, понимая трудность задачи, собрал потрясающий актерский ансамбль. Фильм – вспоминаешь это и удивляешься – достаточно немногословен, но ощущение – будто сказано много, и все – необыкновенно важно. Такова сила актеров, сила игры, когда мысль, чувство, энергетика перенасыщают каждую секунду экранного времени. Безошибочна и отмечена вкусом операторская работа. Музыка Алексея Рыбникова, кажется, не звучит, а живет в фильме, ведет нас к финалу. А в финале – совсем уж древний инок Псковско-Печерского монастыря и гремящая из окна машины музыка: молодая компания прикатила под звуки «Бони М». Все изменилось? Да нет… Тот же отец Александр, прошедший лагеря, постаревший – а глаза прежние. Даже, кажется, больше в них доверчивости. ? слова те же: «На реках Вавилонских» – те же, хоть и «Бони М». Есть на свете то, что не уходит, не меняется, не отменяется. Потому что «если я забуду тебя, ?ерусалим…»


Юлия Харитон

Читайте также:



Комментарии:
Уважаемые посетители сайта! На протяжении длительного времени форум «Недели» был самой демократичной и открытой для дискуссий площадкой в нашем регионе. Но сегодня, когда социальное и политическое напряжение в обществе растет, а слово перестало быть просто словом, и становится пусковым механизмом для эскалации напряженности, мы вынуждены временно закрыть возможность комментирования.

Редакция «Недели» несет ответственность за весь контент сайта, и мы не хотим, чтобы неосторожные слова, сказанные на нём, стали причиной реальных конфликтов.

При этом сегодня нам как никогда важно ваше мнение обо всем происходящем. Мы предлагаем перенести споры, дискуссии, мнения в социальные сети - в наши группы ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, где также доступны все наши новости.

Верим в скорое разрешение конфликта и желаем вам мира.



Видео
Украинский Щедрик идет по миру
     Новости









     Блоги
25 сентября 2014 года алчевский троллейбус встретил своё 60-летие. Официальных торжеств по этому по...
Патриотическое искуcство требует внимания. ...
Бойцы с полосатыми ленточками сделали то, что никогда бы не смогли даже самые лютые бандеровцы – фак...
О том , откуда берутся коллективных мифы и как работает считаное сознание ...
Немного пятничных котиков...
Удержаться не могу. Просто достали. Я ни на что не претендую. Выводы думаю, каждый сделает сам. ...
     Последние объявления
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Курсы валют
Loading...