Воскресенье, 23 февраля, 00:05
Публикации / Власть
Рихтовка и балансировка. Пока что без вулканизации
19.01.11 09:25 / Власть   Просмотров: 7127   Автор:
рейтинг: 4.08   версия для печати послать другу
В начале нового года власть снова обозначила планы очередного реформирования политической системы страны.

13 января на заседании Комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права президент Виктор Янукович заявил о намерении начать работу по созданию Конституционной ассамблеи. По его словам, такой совещательный механизм «позволит согласовать позиции специалистов по конституционному праву, политических экспертов, политиков, общественности». Конечной же целью работы, по словам президента, является «формирование сбалансированной системы представительской демократии европейского образца, укрепление парламентаризма, построение эффективной исполнительной вертикали, создание действенных механизмов прямой демократии».

Таким образом, в 2011-м году общество снова будет наблюдать за еще одной попыткой власти сбалансировать политическую систему Украины. Хотя ее балансировка и рихтовка не прекращается уже  пятнадцать лет. Стоит хотя бы вспомнить конституционные войны эпохи Леонида Кучмы, первая из которых завершилась принятием Конституции в 1996-м, а вторая – радикальным изменением этой самой Конституции в 2004-м. В промежутке имел место злосчастный референдум 2000-го года, практической имплементации результатов которого помешал так называемый «кассетный скандал».

Не прекращались политреформенные потуги во время президентства Виктора Ющенко, хотя они и были безрезультативными. В начале своей каденции Виктор Ющенко еще имел возможность отменить «политреформу» 2004-го, однако почему-то так и не воспользовался ею. Возможно, занимаясь более глобальными (в его понимании) проблемами, Виктор Андреевич просто не придавал особого значения различным юридическим тонкостям, обусловливавшим его пребывание на президентском посту.

С другой стороны, нельзя сказать, что Виктор Ющенко совсем ничего не делал для балансировки украинской политической системы. Так, в самом конце 2008-го года подписал Указ о создании Национальной конституционной комиссии (то же самое, но с другим названием – Конституционная ассамблея – собирается ныне делать Виктор Янукович), результатом работы которой стал проект конституционных изменений, внесенный весной 2009-го Виктором Ющенко в парламент. Народные депутаты, однако, проигнорировали президентскую конституционную инициативу.

В этот же самый период (2008-2009 гг.) на конституционной ниве трудилась и глава украинского правительства Юлия Тимошенко. Напомним, что в конце 2004-го г-жа Тимошенко и ее парламентская фракция были единственными, кто не поддержал внесение изменений в Основной Закон, существенно сокращавших президентские полномочия. То есть в то время она была очевидной сторонницей сильной президентской власти. Хотя в 2004‑м и не баллотировалась на пост главы государства.

Став премьер-министром второй раз (в конце 2007-го), г-жа Тимошенко, однако, резко переменила свои взгляды на политическую систему страны. Теперь она уже желала «сделать Украину традиционной парламентской республикой», о чем в апреле 2008-го и заявила с трибуны Парламентской ассамблеи Совета Европы. В мае того же года Юлия Тимошенко огласила завершение работы над проектом новой Конституции (предполагающим переход к парламентской форме правления) и даже пообещала внести его на рассмотрение Верховной Рады. Но почему-то так и не внесла. (Между прочим, несмотря на многочисленные обещания, до сих пор Блоком Юлии Тимошенко в парламент не был внесен ни один проект конституционных изменений.)

Летом того же года на поприще конституционной реформы отметилась и Партия регионов, внесшая в Верховную Раду свой законопроект на эту тему. Тогдашний проект (авторами которого значились Виктор Янукович и Александр Лавринович) предполагал дальнейший дрейф страны в сторону усиления парламентаризма и ослабления президента. Скорее всего, причиной стремления и БЮТ, и ПР урезать президентские полномочия было то, что в президентском кресле в то время находился их политический оппонент. В любом случае, презентованный Партией регионов проект конституционных изменений так и не был рассмотрен Верховной Радой.

А летом 2009-го, за полгода до президентских выборов, не уверенные в своих силах Тимошенко и Янукович попробовали объединиться и фактически разделить страну на две сферы влияния – «бютовскую» и «региональную». Для этого был разработан проект новой Конституции, по которому усиливались полномочия премьер-министра, а президента страны избирали бы в стенах парламента. Однако из-за огромного взаимного недоверия до практического объединения и соответственно изменения Конституции дело так и не дошло.

В 2010-м Виктор Янукович выиграл президентские выборы, и его партия тут же забыла о своих недавних стремлениях превратить Украину в парламентскую республику. Более того, осенью 2010-го кадрово усиленный «регионалами» состав Конституционного Суда отменил «политреформу» 2004-го, вернув президенту Януковичу полномочия, отобранные Кучмой у Ющенко.

Однако на достигнутом «регионалы», по-видимому, не собираются останавливаться. Во всяком случае, это следует из заявлений, сделанных Януковичем 13-го января. Пока что не вполне ясно, что и как собирается менять президент в политической системе страны. ?, главное, зачем ему это? Необходимость усиления президентских полномочий команда Януковича обосновывала необходимостью борьбы с экономическим кризисом и проведения экономических реформ.

Кризис, однако, еще не преодолен, реформы – не проведены. Так что же, в таком случае, собирается изменять президент? Брать себе еще больше полномочий, чтобы еще более эффективно преодолевать кризис и проводить реформы? ?ли отдать их парламенту, сняв с себя ответственность за происходящее?

Пока что единственным объяснением необходимости очередной конституционной реформы, прозвучавшим из уст Януковича, является то, что, мол, этого требуют «европейские структуры». Хотя требуют этого уже не первый год. Почему же тогда выполнять европейские рекомендации решено именно сейчас, в 2011-м году? Ответ, вероятно, лежит где-то в области внешней политики, и получить его мы сможем лишь в течение этого года.

Владимир Резун

Читайте также:



Комментарии:
Уважаемые посетители сайта! На протяжении длительного времени форум «Недели» был самой демократичной и открытой для дискуссий площадкой в нашем регионе. Но сегодня, когда социальное и политическое напряжение в обществе растет, а слово перестало быть просто словом, и становится пусковым механизмом для эскалации напряженности, мы вынуждены временно закрыть возможность комментирования.

Редакция «Недели» несет ответственность за весь контент сайта, и мы не хотим, чтобы неосторожные слова, сказанные на нём, стали причиной реальных конфликтов.

При этом сегодня нам как никогда важно ваше мнение обо всем происходящем. Мы предлагаем перенести споры, дискуссии, мнения в социальные сети - в наши группы ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, где также доступны все наши новости.

Верим в скорое разрешение конфликта и желаем вам мира.



Видео
Украинский Щедрик идет по миру
     Новости









     Блоги
25 сентября 2014 года алчевский троллейбус встретил своё 60-летие. Официальных торжеств по этому по...
Патриотическое искуcство требует внимания. ...
Бойцы с полосатыми ленточками сделали то, что никогда бы не смогли даже самые лютые бандеровцы – фак...
О том , откуда берутся коллективных мифы и как работает считаное сознание ...
Немного пятничных котиков...
Удержаться не могу. Просто достали. Я ни на что не претендую. Выводы думаю, каждый сделает сам. ...
     Последние объявления
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Курсы валют
Loading...