Публикации / Власть
Шесть созывов. От кризиса до кризиса

До официального начала избирательной кампании еще три с лишним месяца, но многие потенциальные кандидаты в Верховную Раду Украины агитацию уже начали. От перехода к гиперактивным пиар-действиям их сейчас удерживает лишь неопределенность с границами избирательных округов (их Ц?К обещает установить не позднее 30 апреля). Кандидатов в парламентарии не пугает даже то, что треть украинцев голосовать в октябре вообще не собирается, об этом свидетельствуют данные соцопроса, проведенного донецкой компанией Research & Branding Group. Причем половина из опрошенных настаивает, их решение окончательное. Удивляться этому, пожалуй, не стоит. ?стория современного украинского парламентаризма - это, скорее, история деградации, чем развития. Со всеми вытекающими для страны последствиями.

0,,15621854_401,00 Флаг, гимн, герб и... приватизация (1990-1994 гг.)

Первый созыв парламента независимой Украины избирался еще при советской власти в 1990-м году и потому официально именовался двенадцатым созывом народных депутатов Верховного Совета Украинской Советской Социалистической Республики. Хотя формально он и считается «советским», он был намного прогрессивнее своих предшественников. После того, как в конце восьмидесятых - начале девяностых система выборов в Советском Союзе претерпела серьезные изменения, избирателям впервые в советской истории была предоставлена возможность реального выбора - из нескольких кандидатур. Выросшим в независимой Украине молодым людям, наверное, сложно представить себе, что до 1990-го года в избирательном бюллетене значился лишь один кандидат, фактически назначенный на этот пост местным комитетом Коммунистической партии.

В 1990-м году депутаты избирались уже на альтернативной основе сроком на пять лет, как сказали бы сейчас, по чистой «мажоритарке». То есть побеждал тот, кто набрал большинство голосов избирателей в своем округе. Кроме того, по закону, принятому в ноябре 1989-го, обязательной была явка более половины внесенных в списки избирателей (при меньшей явке выборы считались несостоявшимися и объявлялись перевыборы). Округов и, соответственно, депутатов было 450.

Несмотря на относительную прогрессивность, большая часть депутатов представляла все-таки Коммунистическую партию (неформальное «большинство» создала так называемая «группа 239», среди которых - Леонид Кравчук, Александр Мороз). Неформальную оппозицию («Народну Раду») представляли Вячеслав Черновол, Виктор Пинзеник, ?ван Заец.

Еще летом 1990-го, уже после подобного шага России и нескольких других советских республик, в украинском парламенте была принята «Декларация о суверенитете». Но переломным моментом принято считать так называемый «путч ГКЧП» летом 1991-го (ГКЧП - государственный комитет по чрезвычайному положению, организованный «силовиками» в тандеме с консервативным крылом компартии, противившимся реформам Горбачева). Украинские коммунисты использовали момент ослабления центральной, то есть московской, власти и стали на путь самостоятельности.

Главой того парламента был избран Леонид Кравчук, который занимал этот пост, пока в декабре 1991-го не был избран Президентом Украины (после чего спикером стал ?ван Плющ). В первые же месяцы работы тот созыв принял некоторые основополагающие законы, которыми оформилась государственность - о флаге, о гимне и о гербе. Не менее важным был и закон о приватизации государственного имущества.

Тяжелая экономическая ситуация (галопирующая инфляция, остановка производства, нехватка продуктов питания) спровоцировала массовые протесты (в частности, шахтерские забастовки). Все это, в конечном итоге, заставило президента Кравчука пойти на досрочные выборы, а парламент (вы не поверите!) также сократил срок своих полномочий на один год и назначил перевыборы на весну 1994-го года.

Конституция и российский флот в Севастополе (1994-1998 гг.)

Следующий созыв парламента избирался уже сроком на четыре года в марте 1994-го по новым избирательным правилам, утвержденным в конце 1993-го. От прежнего закона осталась обязательная явка более пятидесяти процентов избирателей, для победы также необходимо было набрать более половины голосов. Но из-за апатии, порожденной упомянутыми экономическими причинами, активность избирателей была намного ниже, чем в 1990-м, и к началу первой сессии до полного состава Рады (450) не хватало более ста депутатов. Довыборы продолжались практически до следующих очередных выборов.

Хотя в новый созыв попали представители нарождающихся новых политических партий, в нем все равно доминировали «левые» - коммунисты и социалисты. Поэтому главой Верховной Рады был избран социалист Александр Мороз.

Основной заслугой второго созыва, несомненно, можно считать принятие Конституции летом 1996-го. Этому акту предшествовала непростая борьба парламента с новоизбранным президентом Леонидом Кучмой. Борьба касалась, прежде всего, распределения полномочий между этими институтами государственной власти. Кучма добивался усиления своих полномочий постоянными угрозами объявить референдум о доверии парламенту, и парламент, осознавая невысокий уровень доверия к себе, вынужден был фактически уступать президенту. Сначала - в Конституционном договоре 1995-го, а на следующий год уже при принятии Конституции, по которой страна стала президентско-парламентской республикой (то есть полномочия были перераспределены в пользу президента).

Кроме принятия Конституции, в 1997-м году был также урегулирован вопрос нахождения российского Черноморского флота в Севастополе (посредством договора с Российской Федерацией).

Для поднятия роли политических партий в том же 97-м был принят новый закон о выборах народных депутатов, по которому одна половина парламента (225 мест) избиралась в одномандатных округах, а вторая - по пропорциональной системе с четырехпроцентным проходным барьером.

 Референдум и кассетный скандал (1998-2002 гг.)

Весной 1998-го в Верховную Раду прошло восемь политических партий и блоков: коммунисты (24,65% голосов), Народный Рух (9,4%), блок Социалистической и Селянской партий (8,55%), «зеленые» (5,43%), Народно-демократическая партия (5,1%), «Громада» - прообраз нынешней «Батькивщины» (4,67%), прогрессивные социалисты (4,04%) и объединенные социал-демократы (4,01%).

Первым же запоминающимся событием в жизни третьего созыва стала так называемая «спикериада» - затяжной, длившийся около двух месяцев, процесс избрания главы Верховной Рады. В итоге спикером стал «левый селянин» (из блока СПУ-СелПУ) Александр Ткаченко. Правда, до конца доработать ему на этой должности не удалось: в результате «бархатной» парламентской революции начала 2000-го (с альтернативными заседаниями в Украинском Доме) спикером снова стал ?ван Плющ, а его заместителем - объединенный социал-демократ Виктор Медведчук.

В связи с тем, что осенью 1999-го проходили очередные президентские выборы  и в парламенте находилось более десятка кандидатов на это кресло, два года были потрачены на предвыборную кампанию, а не на принятие необходимых законов.

После переизбрания Кучмы на второй срок он внес на переутверждение Верховной Радой кандидатуру главы правительства Валерия Пустовойтенко, занимавшего этот пост с 1997-го (по Конституции, президент хотя и назначал премьер-министра, но утверждал его все-таки парламент). Но за кандидатуру Пустовойтенко проголосовало лишь 206 депутатов. После переговоров Кучмы с парламентскими фракциями вторым кандидатом на пост премьер-министра стал глава Национального Банка Виктор Ющенко, который и был утвержден в конце декабря 1999-го.

Большинство под правительство Ющенко было создано в январе 2000-го, одновременно с отстранением «левого» руководства парламента. Вместе с тем, еще до этого Кучма объявил о проведении в апреле всеукраинского референдума о недоверии Верховной Раде. На референдуме также предполагалось узнать мнение украинцев относительно отмены депутатской неприкосновенности, сокращения количества депутатов с 450 до 300, создания двухпалатного парламента, необходимости принятия Конституции на референдуме и предоставления президенту права распускать парламент. Вопросы, как вы понимаете, были риторическими: граждане страны, естественно, ответили бы на них положительно. ?мплементация результатов референдума, однако, так и не произошла: Кучме не удалось собрать конституционного большинства. Причиной стал так называемый «кассетный скандал» - в сентябре 2000-го исчез журналист Гонгадзе, в начале ноября было обнаружено его обезглавленное тело, а в конце ноября социалист Мороз обнародовал аудиозаписи из кабинета президента, на которых Кучма, якобы, дает команду разобраться с Гонгадзе.

Разразившийся кризис, во время которого в апреле 2001-го Верховная Рада выразила недоверие правительству Ющенко, продолжался фактически до следующих парламентских выборов.

 Конституционная реформа и «оранжевая революция» (2002-2006 гг.)

На выборах 2002-го, как и на предыдущих, одна половина парламента избиралась на пропорциональной основе, а другая - на мажоритарной. По партийным спискам победу одержал блок Виктора Ющенко «Наша Украина» (23,57%). Кроме того, в парламент прошли еще 5 сил: коммунисты (19,98%), пропрезидентский блок «За Единую Украину» (11,77%), блок Юлии Тимошенко (7,26%), социалисты (6,87%) и объединенные эсдеки (6,27%).

Несмотря на уверенную победу, блоку Ющенко не удалось даже избрать своего спикера: созданное из мажоритарщиков и пропрезидентских сил большинство отдало голоса бывшему главе Администрации президента Владимиру Литвину.

В августе 2002-го президент Кучма снова выступил с инициативой реформирования Конституции, и до президентских выборов 2004-го Верховная Рада четвертого созыва занималась в основном конституционной реформой, которую, в конце концов, таки провела во время «оранжевой революции»: значительно урезала полномочия будущего президента. Правда, изменения в Конституцию были внесены с очевидными нарушениями: в декабре 2004-го был проголосован законопроект, отличный от поддержанного на предыдущей сессии, и осенью 2010-го, уже при новом президенте, Конституционный Суд исправил эту ошибку, вернув Януковичу отобранные у Ющенко полномочия.

После президентских выборов 2004-го парламент, можно сказать, готовился к следующим выборам и к работе в новых конституционных условиях: к тому времени страна превратилась в парламентско-президентскую республику, с явным перекосом полномочий в пользу Верховной Рады. Кроме того, предыдущий созыв изменил и правила парламентских выборов, снизив проходной барьер до 3% и избрав сугубо пропорциональную основу, отказавшись от мажоритарщиков.

 «Тушки» (2006-2007 гг.)

В марте 2006-го в Верховную Раду прошли Партия регионов (32,14%), БЮТ (22,29%), «Наша Украина» (13,95%), СПУ (5,69%) и коммунисты (3,66%). То есть абсолютного большинства не добилась ни одна из сил, а посему встала необходимость договариваться о создании межпартийной коалиции. Сначала пытались договориться силы, противостоявшие Януковичу на президентских выборах 2004-го - НУ, БЮТ и СПУ. Переговоры шли долго, около двух месяцев, и чем-то напоминали «спикериаду» образца 1998-го. Главным камнем преткновения было трудоустройство Петра Порошенко, в 2005-м превратившегося в основного соперника Тимошенко, которая и тогда, и в 2006-м, претендовала на пост премьер-министра. Противоречия между Порошенко и Тимошенко так и не удалось устранить, и социалисты, в конце концов, не выдержали, согласившись создать коалицию с «регионами» и коммунистами в обмен на пост главы парламента для Александра Мороза. На пост премьер-министра коалиция выдвинула Януковича. Президент Ющенко, который, по Конституции, должен был внести эту кандидатуру на утверждение в парламент, взял паузу, во время которой убедил Януковича подписать «Универсал национального единения». После подписания Универсала Янукович согласился взять в свое правительство восемь представителей президентской команды.

Однако этот маневр «регионов» был, очевидно, чисто тактическим, и Янукович рассматривал его исключительно как инструмент возвращения во власть. Об Универсале «регионы» забыли сразу же после утверждения Януковича премьер-министром. Кроме того, в парламенте начались массовые миграции депутатов из БЮТ и НУ в коалиционное большинство. Оппозиция и президент Ющенко посчитали это искажением результатов выборов, и уже в апреле 2007-го появился Указ Президента о роспуске Верховной Рады, положив начало новому парламентскому кризису. Коалиционеры сопротивлялись роспуску как могли (например, оспаривая Указ в Конституционном Суде и не выделяя денег на выборы), но в конце мая все-таки смогли договориться с Ющенко о дате внеочередных выборов, которые состоялись в конце сентября 2007-го.

 «Кнопкодавы» (2007-2012 гг.)

В шестой созыв прошло пять политических сил: ПР (34,37%), БЮТ (30,71%), «Наша Украина-Народная Самооборона» (14,15%), коммунисты (5,39%) и Блок Литвина (3,96%). Как и в 2006-м, БЮТ снова стал договариваться с НУ-НС о создании коалиции, выдвигая Тимошенко на пост премьер-министра. На этот раз договор о коалиции таки удалось заключить, спикером парламента был избран член НУ-НС Арсений Яценюк, а кандидатуру Тимошенко утвердили минимальным количеством голосов - 226. То есть прочной эту коалицию назвать было нельзя. Поэтому неудивительно, что уже через год, в октябре 2008-го, она распалась, в результате чего разразился новый парламентский кризис: Яценюк подал в отставку, а президент Ющенко снова издал Указ о досрочных парламентских выборах. Верховная Рада, как и в 2007-м, отказалась выделять деньги на выборы и оспорила решение Ющенко. Тимошенко, не желая покидать свой пост, сумела договориться с Блоком Литвина и частью НУ-НС о создании нового большинства, прельстив Владимира Литвина креслом главы парламента. В декабре новое большинство избрало Литвина спикером и заключило новый коалиционный договор. Созданная коалиция (БЮТ, БЛ и часть НУ-НС) была также непрочна, и ей элементарно не хватало голосов до 226-ти. Посему весну и лето 2009-го Тимошенко провела в переговорах с ПР о создании «широкой коалиции». Также был разработан новый вариант Конституции, по которому президент избирался парламентом. Предполагалось, очевидно, таким образом «одарить» Януковича президентским титулом. Но главный «регионал» посчитал, что сможет выиграть общенародные выборы (и, как оказалось, не прогадал), и так и не заключил союз с Тимошенко.

После президентских выборов 2010-го оппозиционные фракции «похудели» на несколько десятков депутатов (в основном, за счет перебежчиков из БЮТ) и, в принципе, их роль свелась лишь к периодическому (к месту и не к месту) блокированию парламентской трибуны. Роль депутатского большинства (особенно после возвращения старой версии Конституции, сделанного в обход Верховной Рады) выглядит не намного престижней: нажимать нужные кнопки по мановению руки Чечетова. В общем, к концу полномочий шестого созыва парламент все больше напоминает пятое институционное колесо государственной власти.

Владимир Резун