Суббота, 24 июня, 13:24
Публикации / Время, назад
14.07.14 13:11 / Время, назад   Просмотров: 4823   Автор: Олеся Неделина
рейтинг: 4.12   версия для печати послать другу
Документальный фильм Леонида Парфенова «Цвет нации» - эпитафия России, прозвучавшая спустя сто лет. А ещё - окончание дискуссии, которую начало поколение Парфенова в годы перестройки. Тогда впервые в голос заговорили о том, что волны послереволюционной эмиграции, сталинский террор, война, снова террор и снова эмиграция начисто вымыли из России Россию. Оставив будущим её поколениям только безнадёжный «совок» и столь же безнадежные попытки реконструкции того, что реконструировать уже невозможно.
Программа Леонида Парфенова «Намедни.1961-1991 годы» была в начале двухтысячных очень популярна, особенно как для жанра кинодокументалистики. Нравилась она даже не столько возможностью перелистать уже ушедший в вечность год, как листаешь альбом с семейными фотографиями, сколько той легкостью, с которой вращал Леонид Геннадьевич колесо истории. А его непременно надо вращать, иначе оно начинает скрипеть натужно: «што», «волынская резня», и вдруг оказывается, что вокруг тебя сонм людей, которые из всей великой - ужасной и прекрасной - человеческой истории знают только что «дедывоевали»...


Смотря «Намедни» было понятно, насколько трудно телевизионщику, чей язык - в первую очередь картинка, а не слово (об этом Леонид Парфёнов в отличие от большинства коллег по цеху никогда не забывал), воссоздать облик эпохи, в киноархивы которой, как правило, не входили те «мелочи», что эпоху составляли. А ведь до 61-го, не говоря уже о 91-м, было рукой подать.

А тут - 1913-й. Этому - последнему предвоенному году России, исчезнувшей, по версии автора, страны, и посвятил Леонид Парфенов свой документальный фильм «Цвет нации». Ему, и конечно, профессору Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому, оставившему мировой культуре 1900 цветных стеклянных пластин, на которых Российская империя запечатлена в цвете - «подлинных красках и сегодняшних стандартах изображения».

Фильм был снят к столетию 13-го года и 150-летию Прокудина-Горского. Но учитывая, что Парфенова вот уже почти десять лет не пускают на «широкий» российский телеэкран, зрители фильм увидели только в этом году, 12 июня - в день России, скорее даже в ночь - показали его в начале второго по московскому времени. Словом, посмотреть ленту, в основу которой легла цветная фотолетопись Прокудина-Горского, смогли немногие.

Россия в цвете

Химик, пионер цветной фотографии в России, издатель фотожурнала «Фотограф-любитель» и цветных видовых открыток. «Один человек - целая отрасль», - отзывается о нём Леонид Парфенов. Сергей Михайлович Прокудин-Горский - довольно известная личность в России начала 20 века, да и не только в России.



В мае 1909 года в Александровском дворце Царского Села он демонстрирует последнему российскому императору и его семье проекции цветных стеклянных пластин, похожих на слайды. Зрители поражены. Яркость красок, иногда совершенно неожиданных, как например разноцветье сарафанов девочек из деревни Топорня - восхищает и сегодня. А век назад... Цветные фотосеансы профессора производили фурор.
Но Прокудин-Горский не фокусник-иллюзионист, он в первую очередь изобретатель и подвижник, увлеченный поиском способов наиболее реалистичного воспроизведения цвета и намеревающийся оставить потомкам цвет империи в её черно-белую эпоху.

Прокудин-Горский создаёт свою модель камеры для цветной съёмки, проектор для демонстрации цветных снимков, патентует сенсибилизатор (фоточувствительное вещество), состав которого делает бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру и, по всей вероятности, благодаря своему чутью одновременно и химика, и художника добивается выдержки, максимально адекватно передающей цвета. 

В течение 12 лет он путешествует по стране и собирает «Коллекцию достопримечательностей Российской империи», в которой к 1917 году приблизительно четыре тысячи снимков: Самарканд, Тбилиси, Киев, Севастополь; Кавказ, Урал, Туркестан, Мариинский водный путь от Санкт-Петербурга до Волги; сама Волга и река Чусовая; Мунгальская степь и Мурманская железная дорога - на снимках Прокудина-Горского вся тогдашняя Российская империя.







После революции профессор уезжает во Францию, увозя с собой те самые 1900 негативов, две трети коллекции остаются в Советском Союзе и... исчезают навсегда.
В 1948 году наследники Сергея Михайловича продают ту часть негативов, которую им удалось сберечь, библиотеке Конгресса США. Продают задешево, не ради наживы - чтобы сохранить для будущего. Всё это время о титаническом труде, проделанном профессором, на его родине не то что не помнят - не знают. В 2000-м негативы Прокудина-Горского оцифровывают, в 2001-м - Библиотека Конгресса открывает выставку «?мперия, которой была Россия». Выставка производит эффект разорвавшейся бомбы.

По слайдам Прокудина-Горского

Леонид Парфенов идёт по следам, точнее, по слайдам Прокудина-Горского. Не по всем, конечно. Смотрит на несуществующие церкви, с той точки, откуда снимал их, устремленные в небо, профессор; взбегает на давно разрушенные мосты; протягивает руки к грозовой туче столетней давности... Находит камень, на фоне которого позирует Прокудин-Горский, и выбеливает на нём мелом надпись, то ли выбитую, то ли вырезанную сто с лишним лет назад. Теперь читается имя - Элис...



У Леонида Парфенова нет кинохроники эпохи - только цветные снимки, но оказывается достаточно и их: более чем часовой документальный фильм смотрится как художественный - на одном дыхании.

Сделав шаг в столетнее фото, автор фильма знакомит зрителей с пожарной частью городка Вытегра, что на одноименной реке:

- Первый слева - уездный жандарм, главный здешний силовик. Сразу за ним - такой пузатый господин в котелке, с бляхой на груди, это - тогдашний городской голова Вытегры Владимир Вениаминович Шаров. Дальше - раз, два, три... шестой, шестой - в двубортном мундире, в форменной фуражке, это - инженер-путеец из немцев Евгений Оскарович Шульц, по совместительству - начальник пожарной охраны...

? с командой парохода «Шексна», на котором Прокудин-Горский совершает путешествие по Мариинскому водному пути. ? с безымянными девчушками из деревни Топорня, держащими в руках малину и чернику урожая 1909 года.Показывает необычайный ярко-бирюзовый цвет Медресе Шердор, ещё не знавшего реставрации.
Показать, как было раньше и что на этом месте сейчас - приём не новый, и самим Парфёновым не раз использовавшийся, и другими.

Но в этом фильме он приобретает особое значение.



Вот Ликанский дворец в Грузии. Во времена Прокудина-Горского - это одна из многочисленных летних резиденций Романовых, потом - дача Сталина, дом отдыха Ц?К СССР, теперь - загородная резиденция президента Грузии. Построенное в мавританском стиле здание не изменилось, «газоны тогда были более ухоженными», - придирается Леонид Парфенов, сравнивая цветную фотографию столетней давности и современный вид. Нетронутой временем осталась и находящаяся неподалеку в селе Даба Георгиевская церковь 1333 года.


Медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде на фотоснимках Прокудина-Горского приблизительно пятьсот лет, его ещё ни разу на тот момент не реставрировали и следы времени видны. Спустя сто лет медресе как новенькое. Парфёнов снова «придирается»:

- Раньше больше отклонялся левый от меня минарет, его подправили, зато теперь больше отклоняется правый.
Но совершенно очевидно, что этому узбекскому памятнику архитектуры стоять и стоять.
А Мечеть Биби Ханым, воздвигнутая по приказу Тимура (Тамерлана) в честь его любимой жены и самая большая на тот момент в мире, начала разрушаться почти сразу же после постройки - ошибки зодчих и землетрясения. На снимках Прокудина-Горского, купола полуразрушены. А практически сразу после его отъезда из Самарканда очередное землетрясение совсем добивает постройку Тимура. Но сегодня мечеть такая, какой её не видел и сам Тамерлан - полностью отреставрированная, сияющая той бирюзой, которая так восхищает на снимках профессора.
К слову, именно в Узбекистане в музее фотографии действует единственная в мире постоянная экспозиция Прокудина-Горского.

Нет её, и вспоминать нечего

? только России, снятой Сергеем Михайловичем, нет, исчезла без следа.




У Прокудина-Горского великолепный вид на Вытегру, но с той горки, откуда он снимал свою панораму, уже не видно ничего.
Не уцелела и каланча пожарной части, правда само здание стоит, из него вытегорская пожарная команда МЧС съехала только в 2012 году. Нет и великолепного двадцатиодноглавого храма Спасителя и Покрова Богородицы близ Вытегры, его сожгли в 1963 году по пьянке. ? соседней церкви Спаса Нерукотворного.
Снятая Прокудиным-Горским церковь Петра и Павла в Белозерске обезглавлена, в ней теперь заштатный музей. Нет здесь ни деревянной церкви ?льи Пророка, ни каменной - Покрова Пресвятой Богородицы, и кругом - запустение. Тоже - в Торжке, и в Ярославле, и в Старице, и в Осташкове, и в Можайске...

- Ну вот были древние греки, а нынешние не от них произошли, и древние египтяне - нынешние не от них. ? вот мы нынешние русские, но мы не от этих, - рассуждает автор фильма, бродя по кладбищу Сен-Женевьев, где упокоились представители первой волны эмиграции, в их числе - и профессор Сергей Михайлович Прокудин-Горский. - Сто лет невелик вроде срок, а случился разрыв цивилизаций и они для нас - древняя Россия. Мы не от неё, а от советской.

 

Последний кадр фильма - Крохинская церковь вблизи Белозерска - развалины, возвышающиеся над водной гладью.

- Той России больше нет и вспоминать нечего, - резюмирует Леонид Парфенов, словно оканчивая дискуссию, которую начало его поколение в 80-х.

***

Фильм «Цвет нации» не сложно найти в интернете. А посмотреть его стоит не ради дискуссии, поскольку лично у меня есть все основания полагать, что нам эта дискуссия уже неинтересна. Но ради красок Прокудина-Горского и хорошего документального кино. А ещё, чтобы задуматься о национальной идентичности, без которой вполне может быть государство, но не бывает страны...

Читайте также:



Комментарии:
Уважаемые посетители сайта! На протяжении длительного времени форум «Недели» был самой демократичной и открытой для дискуссий площадкой в нашем регионе. Но сегодня, когда социальное и политическое напряжение в обществе растет, а слово перестало быть просто словом, и становится пусковым механизмом для эскалации напряженности, мы вынуждены временно закрыть возможность комментирования.

Редакция «Недели» несет ответственность за весь контент сайта, и мы не хотим, чтобы неосторожные слова, сказанные на нём, стали причиной реальных конфликтов.

При этом сегодня нам как никогда важно ваше мнение обо всем происходящем. Мы предлагаем перенести споры, дискуссии, мнения в социальные сети - в наши группы ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, где также доступны все наши новости.

Верим в скорое разрешение конфликта и желаем вам мира.



Видео
Украинский Щедрик идет по миру
     Новости









     Блоги
25 сентября 2014 года алчевский троллейбус встретил своё 60-летие. Официальных торжеств по этому по...
Патриотическое искуcство требует внимания. ...
Бойцы с полосатыми ленточками сделали то, что никогда бы не смогли даже самые лютые бандеровцы – фак...
О том , откуда берутся коллективных мифы и как работает считаное сознание ...
Немного пятничных котиков...
Удержаться не могу. Просто достали. Я ни на что не претендую. Выводы думаю, каждый сделает сам. ...
     Последние объявления
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Курсы валют
Loading...