Вторник, 21 ноября, 02:43
Публикации / Время, назад
Казак Мамай и дружба народов
18.05.13 14:41 / Время, назад   Просмотров: 9975   Автор: Валерий Снегирев
рейтинг: 3.21   версия для печати послать другу

С середины 18 века особой приметой украинских хат становятся изображения Казака Мамая. Такие картинки вешают обычно в красном углу. Кое-где они по своей популярности могут соперничать с иконами. ? это при том, что казак явно «не наш»!  ?зображается этот воин с восточными чертами лица, сидит не по-украински скрестив ноги, да и природа на заднем плане не совсем украинская. Тогда почему казак Мамай стал едва ли не главным типажом украинской культуры?.. Почему многие поколения украинцев считают своим в доску странствующего воина с тюркским именем? ? не противоречит ли это расхожей теории об извечном противостоянии «славян» и «тюрков»? 

Мамай1 неизвестный художник 19 века Гносеология феномена

Корни образа казака Мамая следует искать на Востоке, точнее, в культуре кочевых ногайцев, степных соседей запорожцев. Мы ведь даже не подозреваем, сколько заимствований произошло оттуда. ? та же кобза (у тюрко-кипчакских народов - «кобыз»), и то же слово «казак» (у тюркоязычных кочевников казаками чаще всего называли тех, кто в силу разных причин отделялся от своей орды, рода, аула и уже не занимался кочевым скотоводством, а исключительно военным промыслом). Планировка Запорожской Сечи (курени, радиально расположенные к площади  -  майдану,  где находилась церковь и войсковой скарб) уж очень напоминала кочевой ногайский аул, остановившийся на стойбище. Да и сам обычай запорожцев становиться в круг для совещания (коло) наверняка происходил от обыкновения кочевнической аристократии так же располагаться во время курултая (орган народного представительства у монгольских народов, аналог европейских парламентов), ибо круговое расположение подчёркивало равенство собравшихся.

Ногайская Орда - крупное кочевническое государство, существовавшее в междуречье Волги и Урала в 15-17 веках оказала большое влияние на историческое развитие современных казахов, каракалпаков, поволжских татар. В фольклоре этих народов сохранился так называемый ногайский пласт. Это сказания о ногайских богатырях. Среди них видное место занимает эпос «Орак (Урак) и Мамай». Оба они - реальные персонажи, жившие в 16 веке. ?звестно, что Мамай - сын ногайордынского улубия (великого князя) Мусы, который содействовал крымскому хану Мухаммед Гирею в завоевании Астрахани в 1523 году.

Впрочем, эпический образ Мамая явно собирательный, поскольку в нём нашла отражение деятельность и другого персонажа - Ших-Мамая, жившего несколько позднее, в середине 16 века. Таким образом был переосмыслен на украинской культурной почве образ ногайского богатыря-правителя, сильного, удачливого, подающего большие надежды, любимого народом и ставшего жертвой коварства. Обратите внимание: картина «Казак Мамай» вошла в моду со второй половины 18 века. То есть в то время, когда была ликвидирована Гетманщина (1764 г.) и разрушена Запорожская Сечь (1775 г.).

Памятник казаку Мамаю на Майдане Киев «Мамай» - не «баба»

В северной части Крыма, в Таврии и Приазовье, у Донца и Дона, вдоль левого берега Днепра, в районе порогов и далее на север, до Ворсклы сохранились географические названия, связанные с именем Мамая. В XVII веке здесь ещё встречались развалины каменных надгробий и других построек, характерных для кочевий золотоордынских татар, которые в памяти крымских татар относились ко времени Мамая. ?менно там местные жители называли каменные статуи на половецких курганах не «бабами», как в других местах, а «мамаями».

По-видимому для тех, кто в древности жил в этих краях, Мамай был не просто присланным из ордынского «центра» администратором, но и своим наследственным местным феодалом, при этом едва ли не прямым преемником домонгольских половецких ханов.

Одна из версий происхождения образа Мамая и которая представляется наиболее реалистичной, связана с темником (командир татаро-монгольского войска, в подчинении которого находится 10 000 воинов -  ред.) Мамаем, потерпевшим поражение в Куликовской битве в 1380 году, и его потомками Мамаями-Глинскими, поселившимися в начале на территории современной Полтавской области. Согласно письменным и некоторым археологическим источникам, которые признаны официальной наукой, в домонгольский период там, где находится современная Полтава, было пограничное селение Киевской Руси, «запустевшее» после нападения монголов в XIII веке. Сведения о новых поселениях на этой территории относятся уже к XV веку, причем в этот период весь регион уже является вотчиной князей Глинских и входит в состав Польско-Литовского государства.

Однако есть письменный источник, который не считается достаточно официальным, но содержит несколько более ранние сведения по истории этого района. Это родословие князей Глинских. Сведения относятся ко времени до 1430-х годов. В тексте родословия говорится: «Царь Ординский Мамай коего на Дону побил [Князь Великий] Дмитрий ?ванович, а у Мамая Царя сын Мансуркиян (Мансуркиан) Князь, а у Мансуркияна (Мансуркиана) Князя сын Олекса (Алеска) Князь, а крестил его в Киеве Митрополит, а (и) от него (пошли) Глинские (Князи)». «Глинские Князья. Выехали из Литвы, а в оную из Татар, где до выезда в Россию даны были им вотчины Глинеск, да Глинище, а от того и название своё получили».

Как видим, Глинские - прямые потомки золотоордынского темника Мамая, «героя» Куликовской битвы (он, как обычно в русских источниках, неверно назван «царём», то есть ханом, каковым на самом деле не был). Глинские - всего лишь какие-то выходцы вообще «из татар», какие в то время в большом количестве поступали на службу к великим князьям литовским и московским, получая за это вотчины с восточнославянским населением.

монета Полтава - центр мамаевщины

В эпоху гайдамаков Мамаев было трое, а то и четверо. Все они примерно одновременно возглавляли мелкие группы повстанцев, все именуются в источниках просто Мамаями. Неизвестно, означало ли это слово имя или фамилию, но известно, что одного из них звали на самом деле Андрей Харченко. Становится тпонятно, что «Мамай» - это традиционный псевдоним, которым прикрывались участники антипольских выступлений, в том числе и запорожцы. У последних псевдонимы были вообще очень распространены, потому что таким путём защищались от репрессий казачьи семьи, остававшиеся нередко в имениях польских феодалов.

Анализ картин с изображениями «казака Мамая» позволяет выявить в них разновременные наслоения. В изображениях есть детали, характерные для времени значительно ранее XVIII века, например, формы оружия и бандуры. Есть варианты с луком, стрелами и вовсе без огнестрельного оружия. Появляются основания думать, что в XVIII веке к потребностям запорожцев и «гайдамаков» был приспособлен какой-то очень древний архетип, до этого бытовавший в народной живописи, может быть, уже в течение многих столетий. Он мог многократно перелицовываться применительно к менявшейся политической обстановке.

Героя картины назвали «казаком» вряд ли ранее начала XVI века, но «Мамаем» его могли называть и раньше. Вполне возможно, запорожцы и «гайдамаки» использовали имя «Мамай» в качестве псевдонима именно потому, что оно уже имело хождение в фольклоре, и было связано с положительным персонажем.

Что интересно, картина «казак Мамай» была известна и популярна во всей Украине, но наиболее распространена она была не в районе движения «гайдамаков» на Правобережье, и не в Запорожье, а на Черниговщине, Полтавщине и Слобожанщине (Харьковщине). То есть на территории, центром которой является Полтава, бывшая вотчина князей Мамаев-Глинских.

В качестве основы композиции изображения казака Мамая могло быть использовано произведение восточной живописи, к примеру, сохранившаяся ещё от монгольских времён старая буддийская религиозная картина. Этот мамай - полутатарин, полусеврюк (потомок северян - восточнославянского народа) - был ещё далеко не украинец по своему этническому самосознанию и культурному облику, но он успешно защищал славянское население Украины от крымских набегов и потому стал весьма популярен.

«Казаком» живописцы назвали своего героя позже, когда роль главных защитников юго-восточных рубежей Украины перешла от севрюков к правобережным казакам, а затем к запорожцам. ? тогда слово «мамай», первоначально означавшее принадлежность к определенному «генеалогическому роду», окончательно превратилось в имя изображенного на картине запорожского казака, которое уже никак не ассоциировалось в народной памяти ни с князьями Глинскими, ни тем более с давно забытым золотоордынским темником Мамаем.

Не по правилам

Княжество потомков Мамая - небольшой эпизод в истории нашей страны. Но он может пролить новый свет на давно обсуждаемую некоторыми славистами проблему так называемого «запустения» Юго-Восточной Руси в XIV - XV веках.

Существуют две версии. По одной, в золотоордынскую эпоху территория, ушедшая из-под контроля восточнославянских княжеств московской или литовской ориентации, полностью потеряла славянское население, а с XVI века заселялась вновь русскими и украинцами. По другой версии, «запустения» не было, славяне прятались от татар в лесах, оказывали сопротивление и так пережили всю золотоордынскую эпоху, составив затем основу современного населения этих мест. Между сторонниками этих версий не происходит особенно острых дискуссий, и это понятно: обе версии основаны на одном и том же предположении, принимаемом за аксиому: считается, что существовал некий исконный, извечный антагонизм между славянами, которые могли быть только оседлыми, и тюрками - только кочевниками. Антагонизм между Европой и Азией, между Западом и Востоком. Отсюда и заключают, что славяне под золотоордынской властью могли делать только одно из двух: либо поголовно бежать, либо партизанить на оккупированной территории.

Но на примере княжества потомков Мамая в районе Полтавы мы видим нечто другое и неожиданное: вместо антагонизма - мирное сосуществование и постепенное срастание тюркской и славянской групп населения в рамках единого и довольно своеобразного политического образования. Был ли этот эпизод каким-то уникальным исключением из общего правила? ?ли, может быть, это сигнал о том, что слависты неверно представляют себе общее правило? Тем более, что княжество потомков Мамая далеко не единственная группа населения на якобы «запустевшей» территории.

Валерий Снегирев

 

 

 

 

 

Читайте также:



Комментарии:
Уважаемые посетители сайта! На протяжении длительного времени форум «Недели» был самой демократичной и открытой для дискуссий площадкой в нашем регионе. Но сегодня, когда социальное и политическое напряжение в обществе растет, а слово перестало быть просто словом, и становится пусковым механизмом для эскалации напряженности, мы вынуждены временно закрыть возможность комментирования.

Редакция «Недели» несет ответственность за весь контент сайта, и мы не хотим, чтобы неосторожные слова, сказанные на нём, стали причиной реальных конфликтов.

При этом сегодня нам как никогда важно ваше мнение обо всем происходящем. Мы предлагаем перенести споры, дискуссии, мнения в социальные сети - в наши группы ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, где также доступны все наши новости.

Верим в скорое разрешение конфликта и желаем вам мира.



Видео
Украинский Щедрик идет по миру
     Новости









     Блоги
25 сентября 2014 года алчевский троллейбус встретил своё 60-летие. Официальных торжеств по этому по...
Патриотическое искуcство требует внимания. ...
Бойцы с полосатыми ленточками сделали то, что никогда бы не смогли даже самые лютые бандеровцы – фак...
О том , откуда берутся коллективных мифы и как работает считаное сознание ...
Немного пятничных котиков...
Удержаться не могу. Просто достали. Я ни на что не претендую. Выводы думаю, каждый сделает сам. ...
     Последние объявления
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Курсы валют
Loading...