Суббота, 25 октября, 19:43
Публикации / Время, назад
Поет война
06.05.12 14:41 / Время, назад   Просмотров: 8531   Автор: Юлия Харитон
рейтинг: 3.19   версия для печати послать другу

Что первым делом приходит вам на ум при упоминании Великой Отечественной войны? Мне - песни. И не потому, что я такая уж утонченная эстетка или профессиональный музыковед. Просто по-настоящему великими и пронзительно светлыми и чистыми были песни, рожденные среди крови, боли, смерти. Два периода поражают в песенной истории нашей страны: 30-е годы и годы войны. Первые - феномен кристального оптимизма высшей пробы, когда выкашивали страну сталинские репрессии. Вторые - подвиг любви и мудрости. Простите высокие слова, но это так.

музыка на войне Музыкальная эмблема войны

Вы обратили внимание, что среди песен той поры крайне мало трагических и агрессивных? Наверняка писались и такие, но не прижились. И в этом заключается мудрость. Ведь нужны были не кровожадные убийцы, а люди, сознательно идущие в бой за самое дорогое. Потому в этих песнях, живущих по сей день, столько любви, нежности и тепла, столько вынимающих душу напоминаний о том, за что действительно можно умереть.

Собственно, есть только одна гневная и трагическая песня, известная абсолютно всем - первая и главная песня Великой Отечественной «Священная война».

Кто не помнит с детства торжественный голос диктора: «Музыка Александрова, слова Лебедева-Кумача...» И - музыка, от которой переворачивается сердце и сдавливает горло даже у тех, кто не знал войны. Если бы художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски, профессор Александр Александров написал всего два произведения - «Священную войну» и гимн Советского Союза, он бы все равно прославил свое имя. Потому что эти вещи просто гениальны и являются непревзойденными образцами жанра.

Впрочем, его музыка стала вторым вариантом. Первый 27 июня 1941 года написал Матвей Блантер на стихи... Узнает ли теперь кто-нибудь доподлинно, чьи это были стихи? Журналисты газеты «Красная звезда» вспоминали: думали, каким должен быть первый военный номер, решили, что необходимы стихи. Обратились к Лебедеву-Кумачу - и утром получили текст «Священной войны». 24 июня их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. 27 июня 10-тысячным тиражом вышла листовка с песней (музыка Блантера). Еще через три дня появилась музыка Александрова. Впервые песню исполнили на Белорусском вокзале перед уезжающими на фронт бойцами. Плакали и исполнители, и слушатели...

Однако, по другим свидетельствам, до октября 41-го песня была в опале: ее сочли слишком трагичной. Сцену же на Белорусском вокзале придумал Константин Федин в романе «Костер».

А был ли Лебедев-Кумач?

В 70-е годы Борис Александров, сын автора музыки, получил письмо от некой женщины, дочери преподавателя Рыбинской мужской гимназии Александра Боде, скончавшегося в 1939 году. Зинаида Александровна сообщала, что всем известные стихи ее отец написал в 1916 году, во время Первой мировой войны. Написал вместе с музыкой. В последние годы своей жизни он часто говорил о неизбежной войне с Германией и думал, что его «Священная война» может пригодиться. Считая Лебедева-Кумача большим патриотом, Александр Адольфович отправил ему свое произведение, но ответа так и не дождался. Что было потом? Возможно, обрусевший немец не годился в качестве автора музыкальной эмблемы Великой Отечественной войны. А возможно, никто так и не узнал о его авторстве. Есть и третий вариант: вся эта история - выдумка. Но очень уж не похож текст песни на прочие стихи Лебедева-Кумача, в тот же год писавшего:

Запевала, громче грянь,

Пусть повсюду слышно:

«У врага делишки - дрянь,

Ничего не вышло!»

Впрочем, тем, кто пел эту песню на войне, наверное, не было большого дела до авторов. Не думали об этом в 1942 году защитники Севастополя, занявшие оборону в пещере, выдолбленной в скале. Они выдержали долгий штурм. А потом из подземелья раздалась «Священная война» - и взрыв...

землянка В предчувствии войны

Интересно, что некоторые песни, традиционно считающиеся военными, написаны еще до 1941 года. Знаменитая «Катюша» родилась в 1938: встретились однажды Блантер и Исаковский. Блантер в ту пору руководил джаз-оркестром, писал экзотические фокстроты. Для новой программы ему нужна была песенка, а у Исаковского как раз были стихи. И кто знал, сколько фронтов предстояло пройти «Катюше» совсем скоро?

В 40-м Яков Шведов и Анатолий Новиков создали «Смуглянку» - песню сложной судьбы. До 1944 года ее не пели - посчитали несвоевременной. Видимо, именно молдавская партизанка выглядела крайне несвоевременной, с оглядкой на события в Бессарабии. «Вытащил» песню все тот же Александров.

В 40-м же году композитор Ежи Петербургский написал вальсок «Синий платочек», и стихи Якова Галицкого весьма отличались от тех, что знаем мы. Когда началась война, бойцы напевали любимую мелодию, а народных слов у песни перебывало множество, в том числе и широко известное «22 июня, ровно в 4 часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война». А текст, который потом много лет пела Клавдия Шульженко, сочинил военный корреспондент, лейтенант Михаил Максимов. Очень простые и трогательные слова, свойственные песням войны. 

Вместо писем - песни

Легко ли создавались такие стихи? По-разному. Вершиной простоты и сердечности является «Темная ночь». Авторы фильма «Два бойца» спонтанно решили оживить песней эпизод в землянке, и Никита Богословский за вечер написал музыку - стихов же не было. Дело решил случай: в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Прослушав мелодию, тут же набросал слова, и в таком виде песня мгновенно вошла в фильм, и была на устах у каждого. И стала единственным настоящим успехом поэта.

А сколько писем, ставших песнями! Буквально - писем. Поэт, военкор Алексей Сурков осенью 1941 года на Западном фронте, выходя из окружения, попал на минное поле. Уцелел. И написал жене письмо в стихах. Письмо прочитали и услышали все: это песня «Землянка». Схожая история у легендарного «Жди меня»: Константин Симонов признавался, что никогда не писал писем. Письмом должно было стать это стихотворение, в котором сказано самое главное, касающееся только его и любимой женщины. «Как только оно было напечатано, - вспоминал Симонов, -  я стал получать сотни писем со стихотворными ответами на него, иногда неумелыми, но всегда трогательными. И я понял, что это произошло не потому, что стихотворение было каким-то уж особенно хорошим, а потому, что самой задушевной мыслью многих сотен тысяч людей была мысль о том, что их ждут, что их должны ждать и что это ожидание смягчает для них тяготы войны, а подчас и спасает их».

Наверное, Константин Симонов был скромным человеком. В этих песнях есть нечто гораздо большее, чем удачно выраженная общность переживаний. Иначе почему они трогают с неизменной силой не только воевавших, но и родившихся много лет спустя после войны? Почему они убедительнее всех учебников, всех исторических исследований рассказывают самое важное о том времени? «Соловьи», «Давай закурим», «Вечер на рейде», «В лесу прифронтовом»... Кто не готов продолжить список, кто не готов подпеть? Пусть на своем языке, как это сделал французский музыкант Серж Генсбур, спевший «В лесу прифронтовом», а потом написавший свой вариант текста. Или на языке своего поколения, как это делают нынешние молодые исполнители - казалось бы, неисправимо фанерно-попсовые, и вдруг предстают в этих песнях совсем другими...

Пусть звучат эти песни. Пусть звучат... Они не утратили своей силы и свежести через 67 лет после Победы. И, думается мне, мы не утратим в себе нечто очень важное, пока поем их.

Юлия Харитон

На фото: бойцы-гвардейцы слушают исполнение на скрипке гвардии красноармейца сержанта В. Аксайского. Кубань. 1943 (fotki.yandex.ru);

памятный знак, установленный в 1998 году на месте землянки, в которой в ноябре 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни "В землянке". Деревня Кашино, Истринский район, Московская область.

 

 

 

 




Комментарии:
Уважаемые посетители сайта! На протяжении длительного времени форум «Недели» был самой демократичной и открытой для дискуссий площадкой в нашем регионе. Но сегодня, когда социальное и политическое напряжение в обществе растет, а слово перестало быть просто словом, и становится пусковым механизмом для эскалации напряженности, мы вынуждены временно закрыть возможность комментирования.

Редакция «Недели» несет ответственность за весь контент сайта, и мы не хотим, чтобы неосторожные слова, сказанные на нём, стали причиной реальных конфликтов.

При этом сегодня нам как никогда важно ваше мнение обо всем происходящем. Мы предлагаем перенести споры, дискуссии, мнения в социальные сети - в наши группы ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, где также доступны все наши новости.

Верим в скорое разрешение конфликта и желаем вам мира.



Видео
«Дружеский разговор» с мэром Стаханова Юрием Борисовым
     «Неделя плюс» № 30 от 23.07.2014
Уикенд
В законе
Провинциальный декаданс
 
     Новости









     Блоги
25 сентября 2014 года алчевский троллейбус встретил своё 60-летие. Официальных торжеств по этому по...
Патриотическое искуcство требует внимания. ...
Бойцы с полосатыми ленточками сделали то, что никогда бы не смогли даже самые лютые бандеровцы – фак...
— Что же вы видите? — Гётевский лоб над тысячелетьями. — Что же вы слышите? — Рокот Рейна сквозь ...
О том , откуда берутся коллективных мифы и как работает считаное сознание ...
Немного пятничных котиков...
     Последние объявления
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Курсы валют
Loading...