Пятница, 22 ноября, 21:52
Публикации / Уикенд
Параджаниада: сплясали, как сумели
18.09.13 21:15 / Уикенд   Просмотров: 8122   Автор: Юлия Харитон
рейтинг: 2.39   версия для печати послать другу

Решение начать показ фильма Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна «Параджанов» - лауреата Одесского международного кинофестиваля - со значимых в жизни великого режиссера городов сказалось и на Алчевске. Поскольку в Перевальской зоне отбывал срок заключенный Параджанов. Правда, зона, скажем сразу, не удостоилась стать одной из съемочных площадок: в роли Перевальска снялся Дрогобыч.
Не сказать, чтобы Алчевск ахнул и затрепетал от оказанной ему чести. 12 сентября в кинотеатре «Мир» было запланировано три сеанса. На первый и третий не пришел никто. На втором было четыре человека. Надо полагать, одна из причин в отсутствии рекламы. Нет, организаторы показа разместили информацию во всех городских СМ?. Однако в данном случае эффективнее оказались бы афиши, а вот на них никто не потратился. Хотя... Стоит ли объяснять все нашим традиционным культурным безденежьем?

Смелое решение


?нтересно, что фильм о Параджанове сняла выпускница экономического факультета ВГ?К, начинавшая в кино как администратор съемочной группы. До сих пор Елена Фетисова занималась в основном продюсированием документальных фильмов. ?, надо заметить, весьма успешно. Фетисова выступила сопродюсером нашумевшего фильма эстонки Марианны Каат «Шахта № 8», а также продюсировала фильм Романа Ширмана «Прикольная сказка», ставший в 2009 году лауреатом премии имени Леси Украинки как лучшее кинопроизведение для детей и молодежи. Кроме того, на счету Елены Фетисовой режиссура нескольких документальных фильмов и некоторый опыт сценарной работы. На Одесском международном кинофестивале она дебютировала как режиссер полнометражного художественного фильма, выступив также как сценарист и продюсер. Выбирать для дебюта образ Параджанова было очень смело. Да и не для дебюта смело. За один час двадцать минут экранного времени (именно столько идет фильм) рассказать о Параджанове под силу только конгениальному Параджанову мастеру. Впрочем, Роман Балаян сказал: если бы фильм о Параджанове снимал он - снял бы короткометражку.

Зрителя заинтриговали еще до премьеры


кадры из фильма Параджанов Следует признать: Елена Фетисова действительно опытный продюсер. Фильм «Параджанов» стал, как принято говорить, реально самым ожидаемым фильмом. Часто ли бывает, что даже не слишком интересующиеся кино люди знают обо всех перипетиях съемочного периода? Тут - знали. Кого планировали брать на роль Светланы Щербатюк, кого в итоге взяли, что сказала об этом сама Светлана ?вановна, чего ждет от фильма Роман Балаян... Заинтриговать зрителя еще до премьеры Елене Леонидовне, безусловно, удалось. Да и в плане копродукционности это, спору нет, украинский прорыв: над фильмом работали четыре страны - Украина, Франция, Грузия и Армения, - а предполагалось еще больше. В значительной степени итогом заблаговременного удобрения почвы стало решение номинировать картину на «Оскар», предварительно признав его лучшим украинским фильмом в Одессе. Правда, на кинофестивале в Карловых Варах фильм Фетисовой занял последнее место в рейтинге, составленном кинокритиками разных стран, о чем информации гораздо меньше. Но, как говорится, то такэ...
? вот - кто ждал, тот дождался. Сразу оговорюсь: я примерно такой же кинокритик, как Елена Фетисова - режиссер: в сущности, самодеятельный. Поэтому все, что последует далее, - мое глубоко личное мнение. Полагаю, имею на него право, как один из четырех зрителей триумфальной алчевской премьеры.
Елена Фетисова в своих многочисленных предпремьерных интервью как-то «путается в показаниях»: то утверждает, что это биографическая драма, то предупреждает, что многие события и персонажи являются вымышленными; то называет образ Параджанова реальным, то настаивает на том, что он собирательный. А то и вовсе делает загадочное заявление, которое понимай как хочешь: «Нужно историю рассказывать так, чтобы она работала без спекуляций».
Впрочем, это объяснимо. Не зря Параджанова называли homo ludus - человек играющий. Не без оснований кто-то из критиков назвал его одним из первых перформансистов, сделавшим непрерывным представлением всю свою жизнь. Что считать биографией Параджанова: факты из личного дела, то, что он сам хотел явить миру, воспоминания близких? Вот неспроста нынче стали уходить от простого и понятного слова «биография», называя подобного рода произведения байопиками! Смысл этого термина для простого зрителя и читателя достаточно туманен, и это весьма удобно!

Сон о прошлом


кадр4 из фильма Параджанов На мой взгляд, лучшее, что есть в фильме, - работа оператора Сергея Михальчука, создавшего просто на вкус и запах ощутимую атмосферу сна о прошлом; художника Владислава Рыжикова, мастерски воссоздавшего коллажи, интерьеры и костюмы Параджанова; и, разумеется, исполнитель главной роли Серж Аведикян, француз армянского происхождения.
Этот 58-летний актер, режиссер, сценарист и продюсер не имеет уж очень громкого имени. Три года назад снятый им короткометражный фильм был удостоен Золотой пальмовой ветви в Каннах. Дважды он получал награды на Ереванском кинофестивале «Золотой абрикос». На роль Сергея Параджанова Аведикян был приглашен по совету Романа Балаяна. ? Балаян не ошибся!
Потомок армянских беженцев из Турции, спасавшихся во Франции от геноцида, Серж Аведикян родился и до 15 лет жил в Ереване: в 1947 году семья репатриировалась в Армению. Правда, через 20 с лишним лет Аведикяны все-таки вернулись во Францию. Он был знаком и даже, как говорят, дружил с Параджановым. Елена Фетисова в упомянутых уже интервью напирала на то, что Аведикян помнит «даже кашель и дыхание Параджанова». Кроме того, видимо, факт рождения и воспитания в Армении очень помог актеру как-то необыкновенно родственно почувствовать Параджанова. В детстве он успел впитать сугубо армянскую пластику и сугубо армянский бытовой артистизм. Он понял, что значит данная однажды Параджанову характеристика: «Прелестен, но невыносим». ? задумался: кто знает, каким был Параджанов, когда оставался совсем один? Все свое знание, все поиски ответов на вопросы Серж Аведикян вложил в роль. Да, наверное, его трактовка образа Сергея Параджанова спорна. Но в рамках предлагаемых обстоятельств он сделал все, что возможно.

Сценарий - главная печаль


кадр2 из фильма Параджанов Вот рамки обстоятельств как раз и стали главной печалью - я имею в виду сценарий. Да, Елена Фетисова не конгениальна Сергею Параджанову - да и кто конгениален? Но она явно погорячилась, взяв на себя и режиссуру, и написание сценария. ? если по поводу первой части работы сейчас идут тягостные препирательства с Аведикяном, претендующим на звание сорежиссера, то сценарий является исключительно плодом труда Фетисовой. Сюжетной линии, собственно, нет. Есть обрывочные эпизоды, среди которых и пребывание в заключении, и работа над тремя известнейшими фильмами - «Тени забытых предков», «Саят-Нова» и «Легенда о Сурамской крепости», и Париж... Концовка фильма - Параджанов, мирно спящий в Париже на площади Стравинского, и титры, в двух словах информирующие, что происходило потом. Осталось впечатление, что авторам фильма не хватило то ли денег, то ли пленки, то ли еще чего.
Елена Фетисова, судя по всему, рассчитывала на зрителя сведущего: поймут, догадаются, вспомнят. А не поймут - поищут информацию. Но кто станет искать, если сама предупредила, что многие события вымышлены? А кроме того, давайте подумаем о зрителе неподготовленном. Особенно - молодом. Где-то со второй получасовки я именно о таких и думала. Подозреваю, что большинство молодых и ничего не знающих о Параджанове вынесет единственную мысль: этому странному дяденьке самое место в комфортабельном приюте для скорбных главою. Больших надежд на дальнейшие поиски информации о Параджанове у меня нет. Вряд ли многие из них узнают, что Сергей Параджанов писал: «Что моя жизнь? «Дард» (арм. печаль, горе) - вот ее вечная форма...» Может, я плохо думаю о массовом зрителе?
Было бы совсем грустно. Но на глаза попались слова Коры Церетели, прижизненного исследователя творчества Сергея ?осифовича Параджанова: «После его смерти люди, никогда не видевшие его, продолжают играть в «параджаниаду». ?грают в меру своих возможностей и вкуса. Что из того, что одни неуклюже и не в такт подпрыгивают на месте, не слыша изысканных параджановских мелодий, зато другие научатся танцевать и по-параджановски видеть и слышать».
Может, и правда?

 

Читайте также:



Комментарии:
Уважаемые посетители сайта! На протяжении длительного времени форум «Недели» был самой демократичной и открытой для дискуссий площадкой в нашем регионе. Но сегодня, когда социальное и политическое напряжение в обществе растет, а слово перестало быть просто словом, и становится пусковым механизмом для эскалации напряженности, мы вынуждены временно закрыть возможность комментирования.

Редакция «Недели» несет ответственность за весь контент сайта, и мы не хотим, чтобы неосторожные слова, сказанные на нём, стали причиной реальных конфликтов.

При этом сегодня нам как никогда важно ваше мнение обо всем происходящем. Мы предлагаем перенести споры, дискуссии, мнения в социальные сети - в наши группы ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, где также доступны все наши новости.

Верим в скорое разрешение конфликта и желаем вам мира.



Видео
Украинский Щедрик идет по миру
     Новости









     Блоги
25 сентября 2014 года алчевский троллейбус встретил своё 60-летие. Официальных торжеств по этому по...
Патриотическое искуcство требует внимания. ...
Бойцы с полосатыми ленточками сделали то, что никогда бы не смогли даже самые лютые бандеровцы – фак...
О том , откуда берутся коллективных мифы и как работает считаное сознание ...
Немного пятничных котиков...
Удержаться не могу. Просто достали. Я ни на что не претендую. Выводы думаю, каждый сделает сам. ...
     Последние объявления
Новости от KINOafisha.ua
Загрузка...
Загрузка...
Курсы валют
Loading...